Новость общества

В России растет спрос на «гаражный» алкоголь

В России растет спрос на «гаражный» алкоголь

Фото © «Московская газета»

10.03.2025 в 10:09:00
1563

С начала 2025 года объёмы легального производства алкоголя в России снижаются, а структура потребления всё заметнее смещается в сторону нелегального сегмента, сообщил «Московской газете» эксперт алкогольного рынка Максим Черниговский

«Причины довольно очевидны: растущие акцизы повышают конечные цены легальной продукции, а многочисленные региональные ограничения (включая жёсткие временные рамки на продажу алкоголя в объектах общественного питания в многоквартирных домах, введённые в 64 субъектах РФ) ограничивают доступ потребителей к легальному рынку. Это создаёт парадоксальный эффект: вместо сокращения «ночных» правонарушений и снижения потребления подобные запреты лишь стимулируют спрос на «гаражную» продукцию, тогда как заводская алкогольная продукция теряет рынок», — рассказал Максим Черниговский

Исправить ситуацию, по его мнению, можно лишь комплексно.

«Снижать акцизные ставки, чтобы убрать ценовой стимул уходить в нелегальный сектор, отменять избыточные региональные ограничения, которые усложняют работу легальных баров и кафе, находящихся в МКД. Только так легальная алкогольная отрасль получит шанс на возвращение объёмов к прежним показателям, а бюджет – на сохранение акцизных поступлений», — заключил эксперт алкогольного рынка.

Региональные ограничения на продажу алкоголя, пример которых подала Вологодская область, могут привести к ситуации, которая была в 80-ых годах прошлого века, рассказал «Московской газете» алкоэксперт Эркин Тузмухамедов.

«Будет, как при Горбачёве, когда водку продавали в 3-литровых банках, думая, что будут меньше её пить. Но человек, открыв 3-литровую банку, допьёт её до конца. Имея ограниченный доступ к алкоголю, люди будут покупать его максимально много в имеющееся для этого время. Будут убегать с работы и стоять в очереди в магазине. Это может привести к большим перегибам в потреблении. А также к возвращению советских реалий и криминализации рынка, когда нелегальным алкоголем, в том числе суррогатом, торгуют бабушки, таксисты и т.д. Те ограничения, которые введены в Вологодской области на продажу алкоголя — бессмысленная и вредная практика», — считает Эркин Тузмухамедов.

Ограничения на потребление алкоголя будут вводиться и в других регионах, но вряд ли они приведут к возвращению 80-х годов, считает независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.

«Хочется верить, что выводы из ситуации 80-х годов прошлого века сделаны. Ограничения не должны полностью лишать людей возможности покупать алкоголь. Власти, видимо, просто хотят усложнить процесс потребления алкоголя, чтобы людям надо было ехать на другой конец города в определённое время и т.д. И многие наверняка будут в каких-то ситуациях отказываться от приобретения спиртного. Но какие-то ситуативные всплески нелегальной продажи в случае жёстких и резких ограничений возможны. Какая-то доля алкоголя продаётся «из-под полы» и сейчас, когда в каком-нибудь магазине типа «Продукты 24» можно купить бутылку в любое время суток. Но я не думаю, что процент таких продаж будет значительным. Повторюсь, что ограничения нельзя вводить резко. Вологодская область невольно стала испытательным полигоном для этих инициатив, позволяющим проанализировать реакцию населения», — сказал Михаил Лачугин.

Алкогольные предпочтения россиян меняются, отметил независимый эксперт по ритейлу.

«Это тоже только моё субъективное мнение. Но и я, и мои коллеги-аналитики наблюдаем, что за последние два года очень вырос интерес к крепким алкогольным напиткам с различными вкусами. Если раньше пили просто водку и виски, то теперь покупается много водки с апельсином, лимоном, клубникой, пинаколадой и т.д. Также происходит серьёзное проникновение азиатской культуры в сегмент алкоголя. Очень популярен газированный сок с алкоголем из Южной Кореи — соджу. Продаётся много пива из Китая и Южной Кореи, поскольку оно не облагается повышенными пошлинами. Потребление пива растёт. Крепкий алкоголь и вино дорожают из-за пошлин. Поэтому люди пьют больше пива, пивных напитков, коктейлей. А вот сегмент алкоэнергетиков просел из-за акциза на сахар, их стало нерентабельно производить», — заключил Михаил Лачугин.

Опыт России и других стран по ограничению времени торговли алкоголем показывает положительные результаты, считает заведующий Международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Евгений Андреев.

«Люди, уже выпившие, стремятся продолжить, «добавить». При круглосуточной торговле крепким алкоголем это ведет к тяжелым последствиям», — сказал он.

Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына добавила, что комплексные меры, в том числе такие ценовые инструменты как акцизы, необходимы для сокращения объема потребления алкоголя в РФ.

Напомним, правительство утвердило план мероприятий по реализации концепции сокращения потребления алкоголя в России до 2030 г. (от 7 декабря 2024 г. № 3610-р). Документ опубликован 13 декабря на портале официальных правовых актов. В Минздраве пояснили, что предыдущая концепция, работавшая в 2009–2020 гг., помогла сократить потребление алкоголя в стране с 18 л до 8,8 л на человека в год (на 51%), с новой концепцией россияне станут пить еще меньше – 7,8 л на человека в год (-11%).

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
алкоголь, алкогольный рынок, спрос, производство
Поделиться
Похожие новости