Новость общества

В Совете Федерации предложили меры по защите водителей от ошибочных штрафов

В Совете Федерации предложили меры по защите водителей от ошибочных штрафов

Фото © «Московская газета»

19.10.2021 в 17:15:00
1812

13 октября комитет Госдумы по законодательству и государственному строительству принял к рассмотрению законопроект о едином стандарте установки и программного обеспечения дорожных камер видеофиксации нарушений, который ранее внесли сенаторы Андрей Турчак, Андрей Клишас и Ирина Рукавишникова

Законопроект призван снизить число необоснованно назначаемых административных штрафов водителям, который в действительности не нарушали ПДД и впоследствии вынуждены обжаловать наказание. 

Как поясняют авторы инициативы, правительство России должно будет определить общегосударственный стандарт для всех дорожных камер, а в случае несоответствия какого-то конкретного прибора заявленным требованиям, выписанные по его данным штрафы будут автоматически аннулироваться. 

В настоящее время таких единых требований нет, и на российских дорогах появляется всё больше разновидностей камер с различными программами и техническими возможностями. При этом штрафы при автоматической фиксации нарушения выносятся в упрощённом режиме, без участия самого правонарушителя и без составления протокола. В итоге количество ошибочно назначенных наказаний возрастает, а водители не имеют достаточных возможностей для доказательства своей невиновности.

Ранее один из авторов законопроекта, Андрей Клишас рассказал, насколько важны предложенные изменения и что именно предлагается принять в качестве нового закона. Он привёл статистику, согласно которой 88,9% от всех административных штрафов за нарушения ПДД за прошлый год выписано как раз с помощью камер автоматической видеофиксации. Сенатор сообщил, что на основании анализа ситуации и работы с обращениями граждан из российских регионов был сделан вывод о большом количестве сбоев в работе этих систем. Чтобы гарантировать автовладельцам отсутствие необоснованных наказаний, и было решено внести данную инициативу. 

«Законопроектом предлагается наделить правительство Российской Федерации рядом полномочий по определению требований к используемым дорожным камерам, к установленному на них программному обеспечению, а также к полученным с их помощью фото- и видеоматериалам. Кроме того, кабмин должен определить порядок размещения технических средств фотовидеофиксации на дорогах, проработать единые правила по информированию водителей о местах их размещения, требования к их обозначению, а также к порядку обработки, хранения и направления в уполномоченный орган информации об административных правонарушениях, полученной с использованием указанных средств», — рассказал Клишас. 

Сенатор также отметил, что камеры нередко размещаются на участках дорог с наибольшей аварийностью. Должное информирование водителей о таких участках могло бы также повысить безопасность на дорогах. Из-за того, что законопроект потребует принятия большого числа дополнительных нормативных актов, в том числе искомых правительственных стандартов, в случае его принятия закон вступит в силу только через 180 дней. Клишас выразил надежду, что с его помощью удастся защитить автомобилистов от большей части неоправданных штрафов.

В беседе с «Московской газетой» автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов подтвердил, что проблема с работой системы дорожных камер действительно стоит достаточно остро. Он также считает, что процедура установки и перемещения камер, назначения наказаний по данным с этих устройств должна быть более чётко стандартизирована. 

Нынешнюю ситуацию эксперт назвал «самым настоящим бардаком», подчеркнув, что автовладельцы лишены необходимой информации о том, кто и каким образом организует процесс фиксации нарушений и назначения санкций за них. Все эти вопросы безусловно должны быть прописаны в законодательстве. 

«Внесённый законопроект я не читал, поэтому конкретно о нём судить не могу, но то, что эту сферу нужно более чётко регулировать на законодательном уровне – это действительно так», — заключил Шкуматов. 

При этом некоторые ошибочные штрафы можно достаточно эффективно оспаривать уже сейчас. 

По словам юриста Павла Уткина, проще всего оспорить штраф в нескольких типичных случаях: если он пришёл прежнему владельцу уже проданного автомобиля; если камера зафиксировала автомобиль с одним госномером, но постановление было неверно направлено другому человеку; также распространено вынесение штрафа за пересечение сплошной линии, хотя на встречную полосу упала лишь тень от авто. Оспорить наказание можно в течение 10 суток с момента получения уведомления, а быстрее всего эта процедура происходит непосредственно в ГИБДД, тогда как в суде рассмотрение жалобы может длиться до двух месяцев. Тем не менее, любое возражение на уже назначенный необоснованный штраф для гражданина становится лишней тратой времени и сил, поэтому стоит надеется, что вышеописанная инициатива парламентариев действительно улучшит ситуацию в этой сфере.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Совет Федерации, камеры, штрафы
Поделиться
Похожие новости