Новость общества

Финансисты помогут сохранить руководителей и предотвратить коррупцию

Финансисты помогут сохранить руководителей и предотвратить коррупцию

Фото © «Московская газета»

12.08.2025 в 09:58:00
107

В I квартале 2025 года было выявлено на 24% больше коррупционных преступлений, чем за аналогичный период 2024 года

Такие данные обнародовала Генпрокуратура. По данным надзорного ведомства, число таких преступлений выросло с 12,4 тыс. до 15,4 тыс., а их доля в общем числе уголовных преступлений увеличилась с 2,6% до 3,2%. Доля взяток в общем объёме коррупционных преступлений стабильно составляет более половины. При этом снижается доля мелких взяток, поскольку, по данным Генпрокуратуры, уголовные дела по такой категории преступлений ранее часто возбуждались для фальсификации статистики раскрываемости. В то же время число выявленных крупных и особо крупных взяток выросло на 65,7%. Параллельно растёт и число уголовных дел, возбуждённых по факту отмывания денег. За I полугодие их стало больше на треть, причём половина из этих дел приходится на отмывание денег в крупном и особо крупном размере. Широко освещались в СМИ коррупционные дела против таких высокопоставленных лиц, как замминистра обороны Тимур Иванов, мэр Красноярска Владислав Логинов, зампред правительства Новгородской области Станислав Шульцев, бывший губернатор Тамбовской области Максим Егоров и бывший замначальника Генштаба Вадим Шамарин. Коррупциогенными остаются такие сферы, как строительный и финансовый бизнес, государственные и муниципальные закупки, правоохранительная система. 

«Московская газета» узнала, с чем связан рост числа коррупционных дел, как это влияет на государство и экономику и как можно избежать непредумышленного нарушения антикоррупционного законодательства.

Руководители

Основатель консалтинговой компании и онлайн-школы FAUDIX Наталья Гусева обратила внимание на то, что потеря управленца высшего звена, у которого возникли проблемы с законом, может обернуться для компании снижением операционной активности, падением рентабельности, а в худшем случае и банкротством. 

«Если бизнес будет сотрудничать с грамотными финансистами, то риски необоснованных уголовных дел могут снизиться. Именно поэтому важно привлекать в команду грамотных специалистов, которые будут организовывать систему учета и контроля на должном уровне. Это, в свою очередь, поможет сохранить высшее звено руководства. На рынке принято думать, что бухгалтер выполняет роль финансиста, но это не совсем так. За последние 15-20 лет функционал финансовой службы сильно расширился. Появилось разделение между налоговой, бухгалтерской отчетностью и внутренней отчетностью компании. Разница заключается в методах учета данных, глубине анализа и контрольных точках. В первых двух блоках вышеперечисленное определяет государство. А в третьем — потребности бизнеса. За первые два блока отвечает бухгалтер, а вот за последний — финансист. При этом финансист может выполнять роль не только учетчика и контролера, но и быть проводником в грамотном управлении, просвещать и образовывать в вопросах финансовой деятельности бизнеса. То есть роль финансиста гораздо шире. Грамотный финансист не просто констатирует финансовые факты, но и помогает управленцу расти и совершенно по-новому может показывать людям — что такое бизнес», — рассказала Наталья Гусева.

Неверный учет

Эксперт привела несколько примеров неверного учёта, приводящего к сокрытию незаконных схем, и рассказала, как избежать подобных ошибок:

«Например, финансовые потоки учитывают валовым способом только согласно бухгалтерской аналитике без распределения по управленческим аналитикам, дающим больше деталей и прозрачности. В таком «валовом подходе» часть отрицательного денежного потока нивелируется «на бумаге» за положительным финансовым потоком других сделок. Аналогично происходит и с расчетом прибыли, которая при должном рассмотрении скрывает в себе убыточные коррупционные сделки. Здесь проблема скрывается в непрозрачном учете доходов и расходов, когда «грязные» сделки «зашивают» в расходы бюджета, пряча их за котловым методом учета. Например, статьи доходов и затрат не распределяются по бизнес-процессам, центрам доходов и затрат, проектам, объектам, направлениям деятельности. В такой системе очень сложно отслеживать негативные тенденции в затратах, указывающих на несоразмерный рост расходов и снижение рентабельности сделок, особенно когда доходы имеют плавающий характер, а финансовые потоки не сопряжены с исполнением обязательств месяц в месяц. Часто в такой системе отсутствует консолидированная детальная картинка по всем сделкам. Каждая сделка сама по себе может выглядеть эффективной на бумаге, но когда смотришь на эту сделку в сравнении с другими в консолидированном отчете, то становится видно несоответствие фактических показателей плановым, а также отклонение от средневзвешенного показателя рентабельности. Конечно, управленческий учет усиливает контроль за прозрачностью финансовых потоков, дает достаточный уровень детализации и помогает сопоставлять разные кусочки информации системно и выявлять коррупционные схемы своевременно. Если коррупционные схемы поставлены на поток, то в цепочке задействуется большое количество участников, каждый из которых является потенциальной точкой потери части средств из коррупционной схемы. В итоге бюджет «обслуживает» интересы всех участников процесса. 

Потери бюджета возрастают кратно. Управленческий учет — это своего рода внутренний аудит. Финансист с помощью управленческого учета осуществляет перекрестный контроль всех участников процесса, а также благодаря более глубокой осведомленности о финансовых процессах в конкретной организации может выявлять коррупционные схемы более эффективно, чем внешний аудит. Для обсуждения этой проблемы с разных точек зрения, с целью обозначить неясности для специалистов, спорные с точки зрения законодательства моменты, для достижения понимания между участниками управленческой системы мы инициируем подготовку к круглому столу с участием экспертов», — сказала Наталья Гусева.

Экономический эффект

Основатель «Московской медиагруппы», главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский отметил, что рост числа коррупционных преступлений среди управленцев высшего звена отрицательно влияет на социальную базу и исключает из социальных процессов наиболее компетентных специалистов, конструирующих экономическую и политическую парадигму. 

«Это также приводит к негативным экономическим эффектам, поскольку на подготовку специалистов высшего эшелона требуются десятки лет, а потеря такого специалиста оборачивается десятками миллионов рублей упущенной выгоды. Негативное воздействие оказывается и на бизнес. Ведь ухудшается восприятие бизнеса как такового. Связь бизнеса и коррупционных дел порождает представление о бизнесе как о чём-то не очень законном, тогда как на самом деле бизнес играет ключевую роль в формировании экономического и социального базиса. В этой связи любое государство транслирует посыл о необходимости пресечения таких преступлений и наказания для тех, кто их уже совершил, но также необходимы и превентивные меры, в том числе юридическое просвещение. Исходя из того, что число коррупционных дел растёт, можно сделать вывод о недостаточности такого просвещения», — считает Валерий Ивановский.

Просветительская роль

Валерий Ивановский выразил уверенность в том, что финансисты и специалисты по управленческому учёту могли бы сыграть позитивную роль в исправлении ситуации. 

«Присутствие в государственных и частных управленческих цепочках грамотного финансиста даёт ему возможность проконсультировать управленцев, как не стать фигурантами коррупционных дел. Кроме того, важна просветительская роль финансистов. Многие воспринимают их как людей, канализирующих денежные потоки. Но финансисты также выступают в роли экспертов и менторов, объясняющих, как увеличить добавочную стоимость бизнеса или госуправления. Их задача – не просто наращивать денежную массу, а улучшать деятельность так, чтобы она приносила дополнительный доход. Благодаря этому укрепляется экономический базис любого государства», — подчеркнул руководитель «Московской медиагруппы».

Новые смыслы

По мнению эксперта, финансисты также могут помочь по-другому взглянуть на бизнес. Большинство людей воспринимают бизнес как деятельность, направленную сугубо на зарабатывание денег. Однако ядром бизнеса является социальное самовыражение, когда человек излучает вовне всё лучшее, что у него есть, свою проявленную экспертность, которую он претворяет в жизнь, удовлетворяя потребности своих клиентов, развивая экономику и двигая вперёд всё государство не только в экономическом, но и в культурном смысле. Ведь бизнес зачастую связан с инновациями, которые помогают предпринимателям лучше выдерживать конкуренцию и ориентироваться на потребителя.

«Получается, что и менеджеры, и бизнесмены администрируют уже существующие системы, и только финансист может работать совместно и с теми, и с другими, создавая новые смыслы, в том числе духовные. Тем самым финансисты стимулируют развитие в том числе культуры отдельного государства, цивилизации и человечества в целом по пути прогресса», — заключил Валерий Ивановский.

Основатель «Московской медиагруппы» отметил, что готов выступить информационным партнером на упомянутом кругом столе.

Чрезмерные масштабы

Финансовый директор группы компаний Ирина Арсоева рассказала, что лично в своей практике не сталкивалась с делами о коррупции или отмывании денег, однако эта тема действительно стала более актуальной. Она предположила, что рост числа таких дел связан в том числе с усилением государственного контроля, который порой приобретает чрезмерные масштабы. 

«У нас есть несколько самозанятых контрагентов, часть из которых являются арендаторами помещений, часть оказывает рекламные услуги в ежемесячных объёмах всего 3-5 тысяч рублей. Чаще всего запросы от налоговой поступают по самозанятым. Бухгалтерия «принимает в штыки» самозанятых контрагентов. Кроме того, такая динамика по коррупционным делам может быть связана с ростом теневых финансовых потоков. Причины этого — ограничения на международные расчеты, ужесточение налогового контроля, проблемы с импортом и экспортом. На практике год назад наша компания столкнулась с тем, что при переводе денежных средств в Китай за жировую добавку мы дополнительно заплатили банку комиссию в размере 4%. На таком фоне некоторые компании вынуждены прибегать к нелегальным схемам. У нас планировался экспорт продукции в Европу — потенциальными потребителями биоразлагаемой одноразовой экопосуды являются именно европейцы, так как в большинстве стран пластик запрещен. Но в текущих реалиях, к сожалению, это невозможно», — рассказала Ирина Арсоева. 

Теневой сектор

Ещё одним фактором, стимулирующим теневой сектор, собеседница издания назвала рост использования цифровых активов, таких как криптовалюты, для обхода санкций. 

«К примеру, майнинг криптовалюты в России разрешен с 1 ноября 2024 года для юридических и физических лиц, причем рассчитываться за товары и услуги криптовалютой нельзя. Можно её только добывать, покупать, продавать. Наша компания в самом начале пути, только недавно начала заниматься майнингом. Присутствует контроль со стороны налоговой не только майнера, но и оператора. Когда я обращаюсь с вопросами к коллегам по поводу майнинга, меня отправляют к майнерам физическим лицам. А мне интересны юрлица по вопросам особенностей учета и налогообложения. Как оказалось, многие физические лица занимались криптовалютами задолго до того, как это было разрешено», — пояснила Ирина Арсоева, добавив, что часть коррупционных дел может быть связана с политической борьбой или переделом собственности.

«Грязные деньги»

Финансист частной практики Наталья Неснова рассказала «Московской газете» о том, что такое отмывание денег, почему у незаконопослушных граждан возникает потребность в такой процедуре и как управленческий учёт связан с борьбой с этим явлением. 

«Представим, что у кого-то есть доход, полученный незаконным путем, то есть «грязные» деньги: от коррупции, теневых сделок, обналички, незаконного оборота. И эти деньги нельзя просто так положить на счет и приобрести что-то дорогостоящее без вопросов об источнике происхождения этих средств со стороны банка. Поэтому их «отмывают» — то есть проводят через череду финансовых операций, чтобы придать им вид легальных. Например, взятка вносится в кассу своего ресторана под видом выручки или переводится на подставные фирмы за консультационные услуги, которых никогда не было. А это уголовное преступление. Сегодня финансовая система работает как аэропорт с металлодетектором, в соответствии с «антиотмывочным законом» 115-ФЗ банки обязаны отслеживать и сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях — необычные суммы, цепочки переводов без экономического смысла, несоответствие оборотов масштабу бизнеса. Аналитические программы отслеживают различные нестыковки, информация сверяется с базами налоговых и таможенных органов. При наличии явных нарушений материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела», — рассказала специалист.

Не только про цифры в отчетах

По словам Натальи Несновой, нарушения, следствием которых может быть суровое уголовное наказание, не всегда совершаются умышленно. Иногда причиной становится плохо налаженный управленческий учёт, не позволяющий компании вовремя отследить подозрительные операции или отказаться от сотрудничества с сомнительными контрагентами. 

«Например, согласившись провести платеж за услуги и не проверив контрагента или подписывая документы, прикрывающие фиктивные сделки, представитель бизнеса уже может неумышленно совершить преступление. Грамотный управленческий учет – это не только про цифры в отчетах, но и про качественное выстраивание системы управления финансами и рисками. Это инструмент раннего предупреждения, который помогает вовремя заметить аномалии, предотвратить вовлечение бизнеса в сомнительные схемы, обеспечив финансовую безопасность и защиту репутации. Если в компании четко выстроены процессы фиксации, анализа и планирования всех финансовых потоков, бизнес сможет заметить подозрительные транзакции задолго до того, как к нему проявят интерес банки или контролирующие органы. В эпоху повышения внимания к финансовой прозрачности бизнеса, управленческий учет становится не просто инструментом управления, но еще и вопросом выживания, защищая бизнес от штрафов, блокировок и потери деловой репутации. В бизнесе, как и в медицине, профилактика всегда дешевле лечения», — заключила Наталья Неснова.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Финансисты, коррупция, управленческий учёт, FAUDIX, Наталья Гусева, Валерий Ивановский
Поделиться
Похожие новости