Новость общества

В Твери прокуратура потребовала снять со здания медуниверситета мемориальные доски в честь убитых поляков

01.12.2019 в 13:23:00
6983

Международное общество «Мемориал» категорически против такого решения

В распоряжении редакции имеется представление прокуратуры Центрального района Твери, направленное в адрес ректора Тверского государственного медицинского университета Леси Чичановской. Надзорный орган, проведя проверку, счел, что размещение на здании вуза мемориальных досок в честь расстрелянных здесь в 1940 году польских граждан незаконно, так как не доказан сам факт их расстрела.

Вдобавок прокуратура не смогла установить балансодержателя означенных досок и выявила некую путаницу с адресами их размещения. От ректора тверского медицинского университета требуется «принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства».

В представлении говорится:

«Прокуратурой района изучено совместное заключение Управления Федеральной службы контрразведки по Тверской области и прокуратуры Тверской области от 09.02.1995, согласно которому «в фондах архива Управления Федеральной службы контрразведки по Тверской области хранятся более 60 томов с протоколами заседаний тройки, распорядительными документами по исполнению решений тройки, различной перепиской о приведении приговоров в исполнение. Анализ данных документов показал, что ни в одном из них не имеется сведений о приведении приговоров в исполнение и захоронений расстрелянных». Таким образом, отображенное на мемориальной доске «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира» наименование не основано на документальных фактах, связанных с приведением приговора в отношении указанных лиц…»

Документ датирован 28 октября 2019 года, однако огласку получил только сейчас. Представитель «Мемориала» правозащитник Ян Рачинский написал на своей странице в Facebook.

«Тверской прокурор имеет шансы войти в историю. Он решил проверить, соответствует ли размещение мемориальных досок на фасаде медицинского университета принятым много позже правилам. Странно, что он ограничился только этими двумя досками, которые посвящены убитым чекистами жителям Твери и военнопленным полякам. В Твери мемориальных досок заметно больше двух. Медицинский университет тоже хорош — делает вид, что понятия не имеет, когда и почему появились эти доски».

Вопрос, действительно ли здесь расстреляли поляков в 1940 году (и были ли они расстреляны вообще) до сих пор обсуждается экспертным сообществом. По версии, которая долгое время считалась общепринятой, часть польских военнослужащих и полицейских, оказавшихся на территории СССР в 1939 году результате военной операции в Западной Украине и Белоруссии, содержалась в осташковском лагере на острове Столобном – там сейчас находится монастырь Нило-Столобенская пустынь. В 1940 году, как утверждают сторонники этой версии, более 6 тысяч заключенных осташковского лагеря партиями этапировали в Калинин (так в то время называлась Тверь), расстреливали в здании областного УНКВД (где ныне находится медуниверситет), а тела захоранивали в 30 км от города, на территории бывших дач НКВД. Там сейчас находится государственный мемориальный комплекс «Медное», посвященный памяти жертв политических репрессий.

Данная версия подтверждается данными раскопок, проводившихся в начале 90-х годов прошлого века, и показаниями бывшего начальника УНКВД Калининской области генерал-майора КГБ Дмитрия Токарева.

Согласно иной трактовке событий, изыскания проводились некорректно: публицист Анатолий Вассерман рассказал, что раскопки велись с помощью экскаватора, что вообще-то категорически не допускается. По мнению доктора исторических наук, профессора Алексея Плотникова, эксгумировано порядка 250 тел, и лишь чуть более десятка из них, предположительно, были убиты выстрелом в затылок, то есть расстреляны. На основании этих данных, считают эксперты, по меньшей мере, странно утверждать, что на территории мемориала захоронены несколько тысяч польских военнослужащих и полицейских.

По информации профессора университета Монклер (США) Гровера Ферра, в 2012 году при раскопках в украинском Владимире-Волынском исследователи обнаружили два жетона, принадлежащих польским полицейским Йозефу Кулиговскому и Людвигу Маловейскому. То есть, по мнению профессора, имеются основания считать, что эти люди были убиты немцами в 1941 году. Однако г-да Кулиговский и Маловейский согласно документам значатся узниками осташковского лагеря, расстрелянными в Калинине в 1940 году и захороненными на территории ГМК «Медное». Их имена присутствуют на мемориальных табличках.

Также, по данным Гровера Ферра, в 2013 году во время раскопок на Украине найдены и другие жетоны польских полицейских. Данные о персоналиях до сих пор не преданы гласности.

Публицист Анатолий Вассерман и писатель Владислав Швед уверены, что к показаниям бывшего начальника УНКВД Калининской области Дмитрия Токарева следует относиться критически: реконструировав в деталях описанную генералом процедуру расстрела, исследователи пришли к выводу, что в указанный срок в предлагаемых обстоятельствах невозможно было казнить более 6 тысяч человек. Как показал эксперимент, на «исполнение» одного человека должно было уходить минимум 4 минуты, но в таком случае на расстрел 250 человек потребуется не менее 16 часов. Меж тем, как следует из показаний Токарева, казни проводились в апреле-мае 1940 года исключительно в темное время суток.

Историк Валерий Цыков, участвовавший в этнографических экспедициях в селе Медное, со ссылкой на воспоминания местных жителей рассказал, что на территории мемориала после окончания боев за село в 1941 году располагался пункт сбора тел погибших бойцов и командиров РККА. Также в округе находились несколько полевых госпиталей, и умерших раненых хоронили здесь же: наличие воинских захоронений на территории мемориала подтверждается исследованиями местных поисковиков.

Как писала «Московская газета», тверские общественники установили имена двух похороненных здесь советских солдат: Сергея Васильевича Куваева и Федора Николаевича Беспалова. Документы, подтверждающие факт захоронения, в июне 2019 года переданы руководству ГМК «Медное».

По мнению одного из организаторов изысканий на территории мемориала, общественного деятеля Максима Кормушкина, излишняя политизация вопроса наносит огромный вред установлению истины по делу. Он убежден, что историки должны без лозунгов и деклараций разобраться, кто же все-таки покоится в Тверской области на территории бывших дач НКВД. И посмертные почести необходимо воздать всем: и невинным жертвам политических репрессий, и героям, погибшим в боях за село Медное в 1941 году.

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Тверь, Мемориал, Памятные таблички, Прокуратура
Поделиться
Похожие новости