Возрождение Царскосельского лицея: для чего и кому это нужно
В России могут возродить аналог Царскосельского лицея, основав самое передовое учебное заведение для высококачественной подготовки будущих госслужащих. С такой идеей на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным выступил ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров. Он пояснил, что рассматривается инициатива возродить традиции Царскосельского лицея и основать в историческом месте учебное заведение, в котором молодые люди будут получать самое лучшее образование и воспитываться в духе патриотизма, проходя подготовку к госслужбе
Глава государства напомнил, что в Царском селе находится музей, и поинтересовался, на каких площадях планируется разместить новый лицей. Комиссаров заверил, что площади, как и финансирование, будут найдены. После того, как Путин поддержал эту идею, Алексей Комиссаров пообещал вскоре представить ему готовый проект будущего учебного заведения. Он отметил, что образовательное учреждение станет лицеем президента Российской Федерации и будет самым престижным в своей сфере.
О том, почему возникла данная инициатива и будет ли полезным в современной России новый Царскосельский лицей, «Московской газете» рассказал ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава муниципального округа «Тверской» города Москвы Яков Якубович.
«В последние несколько лет развиваются институции, в рамках которых готовятся управленческие кадры для государственной и муниципальной службы. С похожей целью создавалась АНО «Россия — страна возможностей», которую возглавил нынешний ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров. Задача, с одной стороны, дать возможность специалистам, управленцам реализовать свой потенциал с помощью социальных лифтов, с другой — создать идеологическую основу будущих кадров для госслужбы. Начиналось всё с уже готовых и практикующих управленцев, для которых существовали различные программы переподготовки. Тот же конкурс «Лидеры России», оператором которого была АНО «Россия – страна возможностей», ставил вышеупомянутые задачи. Затем на базе ВШГУ РАНХиГС и мастерской управления «Сенеж» начали прорабатываться и реализовываться различные программы профессиональной переподготовки, адаптирующие существующие компетенции профессионалов под нужды госслужбы. Одной из таких программ была «Школа губернаторов». И, надо сказать, она принесла неплохие плоды, изменив имидж регионального руководителя. Такие программы реализовывались для различных направлений деятельности региональных администраций: от культуры до социальной политики. Впоследствии появились программы и для муниципального уровня — школа мэров. А в самой РАНХиГС давно действуют программы бакалавриата и магистратуры, непосредственно связанные с подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы, например, на базе ИГСУ», — рассказал Яков Якубович.
Эксперт отметил, что возрождение Царскосельского лицея является продолжением этого тренда. Он предположил, что авторы инициативы собираются с юных лет не только давать будущим госслужащим соответствующие компетенции, но и прививать им определённую идеологию.
«В целом, на мой взгляд, идея совершенно логичная, поскольку на сегодня лицо стандартного чиновника далеко от идеального. Зачастую и целеполагание — основа для формирования правильного видения решения задач управления территорией, сильно хромает. Многие чиновники воспринимают себя как временщики, не имея ни собственной позиции, ни культуры управления и коммуникации с общественными институтами. Именно корректное целеполагание является главной идеологемой для эффективного чиновника. Служение обществу, уважение ко всем социально-демографическим группам и общественным институциям, открытость, новая искренность, сопереживание — это необходимые свойства государственного и муниципального служащего, закладываемые как раз на этапе формирования ценностных ориентиров молодого человека. Закладываться они должны еще в подростковый период, и разумеется, для этой воспитательной цели есть школа. Таким образом, озвученный проект как некий престижный общеобразовательный комплекс представляется логичным продолжением системы подготовки кадров для госслужбы, причем на этот раз на идеологическом уровне, формирующем верное и необходимое для служения обществу целеполагание», — резюмировал Яков Якубович.
Царскосельский лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1811 году и просуществовал больше века. Он был закрыт уже после революции, в 1918 году. В лицее, приравненном по своим правам к университетам, готовили будущих дипломатов и государственных деятелей. О качестве образования говорит тот факт, что многие из нескольких сотен выпускников лицея добились выдающихся успехов. Царскосельский лицей окончили поэт Александр Пушкин, экономист и географ Константин Веселовский, социолог Николай Данилевский и дипломат, министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков.
Однако представляется, что принять решение о возрождении традиций и внедрении высочайших стандартов образования проще, чем воплотить задуманное в реальность. Обозреватель Дмитрий Дризе напоминает, что Царскосельский лицей, помимо всего прочего, был сословным учебным заведением, куда принимали лишь детей дворян, в связи с чем возникают опасения, что в современной России путь к элитному образованию тоже будет открыт не для всех слоёв общества. Кроме того, высокие стандарты образования и морально-нравственного воспитания нужно не только разработать, но и неукоснительно следовать им на практике. Источники финансирования этого флагмана отечественного образования также пока неясны. И остаётся лишь надеяться, что из XIX века удастся взять только лучшее, не забывая о реалиях сегодняшнего дня.