Новость общества

Юрист Крюков рассказал, можно ли вернуть товар, купленный за бонусы

Юрист Крюков рассказал, можно ли вернуть товар, купленный за бонусы

Фото © «Московская газета»

01.02.2023 в 15:09:00
4305

Желая привлечь покупателей, магазины идут на маркетинговые уловки. Одной из самых популярных остается система бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку. Как быть, если товар, приобретенный таким способом, не устроил или оказался бракованным, «Московской газете» рассказал юрист Роман Крюков

— Роман Сергеевич, можно ли обменять или вернуть товар, купленный за бонусные баллы?

— Продажа за бонусные баллы — инициатива торговой точки. Такие товары с точки зрения закона ничем не отличаются от тех, что покупают за деньги. Его можно вернуть и обменять по закону о защите прав потребителей.

— Речь идет только о поломке? Можно ли вернуть товар, если он не понравился?

— Можно вернуть в обоих случаях.

— Если цена изменилась, то придется доплачивать за аналогичную модель?

— Нет, согласно 18 статье закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право обменять бракованный, вышедший из строя товар в период действия гарантии на предмет той же марки и модели без перерасчета. Или же можно обменять на иную модель, по такой же стоимости. К примеру, если вы купили холодильник за 20 000 бонусов, при этом по условиям магазина 1 бонус равняется одному рублю, пришли через две недели вернуть холодильник, а он стоит уже 10 000 рублей, то обменять можно только на модель стоимостью 10 000 рублей или компенсировать разницу.

— Во многих магазинах висят объявления о том, что товары, купленные по акции, возврату и обмену не подлежат. Это законно?

— Это не более, чем маркетинговый ход торговой точки. Закон о защите прав потребителей защищает в любой ситуации. Исключение: товары, которые не подлежат обмену или возврату: лекарства, нижнее белье и пр.

— Если речь идет именно о возврате товара, оплаченного бонусами, то можно рассчитывать на обналичивание этих бонусов?

— Нет, в этом случае на руки покупатель получит только ту часть средств, которую он оплатил наличными или картой. Например, если 999 рублей были бонусными, а 1 рубль отдан наличными, то при возврате товара потребитель получит на руки 1 рубль. А вот вернутся ли бонусы на карту, зависит от торговой точки. Как правило, если речь идет о браке, то бонусы возвращают, если товар просто не понравился, то бонусы сгорают.

— А если товар достался бесплатно? Например, в лотерею, но оказался бракованным?

— Между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, мы, конечно, его не подписываем, это происходит автоматически в момент формирования чека. Поэтому магазины позволяют оплатить бонусами не 100, а 99 процентов (чаще даже до 50 процентов) покупки. Если вы покупаете билет в лотерею, то тоже участвуете в оплате товара, поэтому здесь вновь действует закон о защите прав потребителей. Но есть интересное исключение: например, когда вы покупаете один смартфон, а второй идет в подарок. В случае, если этот подарок вам не понравится или окажется бракованным, торговая точка вправе не менять его на новый.

— Как быть, если продавец отказывается осуществлять возврат или обмен? Например, ссылается на отсутствие товара.

— Отсутствие товара не освобождает магазин от ответственности, которую он несет по упомянутому мной выше договору купли-продажи. По договоренности с покупателем торговая точка может сообщить ему о поступлении товара, но, если гражданин настаивает, то вернуть средства. Если же нужен именно обмен товара, то придется ждать поступления моделей. Для надежности — временами наносить визит и проверять их наличие.

— Куда жаловаться, если магазин категоричен?

— Сначала необходимо обратиться с претензией в адрес генерального директора компании или магазина. Если это не поможет, то в суд. В большинстве случаев суд становится на сторону потребителя.

Автор: Яна Соловьева
ТеГИ
юрист, бонусы, покупка, товары
Поделиться
Похожие новости