Новость общества

Юристы спрогнозировали возможные действия Ozon по выплате компенсаций продавцам площадки после пожара

Юристы спрогнозировали возможные действия Ozon по выплате компенсаций продавцам площадки после пожара

Фото © «Московская газета»

04.08.2022 в 00:00:00
6149

В распределительном центре Ozon в Истринском районе Подмосковья вспыхнул крупный пожар — возгорание произошло на 35 000 кв.м, передаёт «Московская газета». По данным ТАСС, погиб один человек. Ущерб для интернет-магазина составил 17 миллиардов рублей

Вместе с интернет-магазином не могли не понести убытки и продавцы, селлеры, реализующие на этой площадке свои товары. Эксклюзивный комментарий по поводу пожара на складе Ozon дали «Московской газете» предоставили в компании Moneyplace, занимающейся аналитикой в сфере маркетплейса. Специалисты видят несколько возможных вариантов возмещения стоимости утраченных в ходе пожара товаров.

«Согласно договору оферты, сейчас возможны два сценария развития событий — рассказали в Moneyplace. — Первый — Ozon возвращает деньги продавцам за товары по их фактической стоимости. За фактическую стоимость Ozon принимает два понятия: «закупочная стоимость, указанная в товарной накладной» (пп.А п. 1.22. Договора) и «данные Платформы Озон о сумме, которую она должна принять от Клиента. (пп.В п. 1.22. Договора)». Если Ozon примет решение возвращать сумму по закупочной стоимости, то пострадает большое количество селлеров, которые торгуют контрафактом, приобретенном на оптовых складах. У таких продавцов могут отсутствовать товарные накладные, и они не смогут подать заявку на возврат денежных средств в эквиваленте сгоревшего товара. В более выигрышной позиции оказываются те, кто имеет на руках товарные накладные, и кто работает «в белую».

Второй возможный сценарий развития событий для селлеров — Ozon принимает решение делать возврат денежных средств, опираясь на розничную цену, указанную селлером в карточке товара на маркетплейсе. В данном сценарии, у Ozon появляется риск получения дополнительных расходов на товары, которые выставлялись по сильно завышенных ценам, отметили в компании.

«В любом случае в сложившихся условиях продавцы несут убытки вместе с маркетплейсом. Поскольку Ozon убрал с витрины те товары, которые находятся на горящем складе, продавцы уже не могут их реализовать, а значит несут упущенную выгоду. Сейчас для продавцов главное понять, какой объем товара у них находится под потенциальным риском и оценить возможные убытки, например, с помощью сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace, в котором оперативно появилась для этого возможность. Клиент Moneyplace может увидеть, лежали ли его товары на сгоревшем складе, и если да, то в каком объеме. После получения данной информации следующим шагом со стороны продавцов будет запрос в техподдержку Ozon на возмещение убытков. Мы ожидаем официального решения по возмещению убытков от Ozon в течение недели. Наш прогноз: либо Ozon будет отталкиваться от цен, указанных на товары в товарных накладных, либо вернет только сумму в размере тарифа за доставку, как указано в договоре оферты пп. С. п. 7.7.», — рассказали в Moneyplace.

Ozon — компания с большим именем, в таких организациях, как правило, страхуют ответственность за утрату товара, это вопрос престижа, отметил в комментарии «Московской газете» юрист Матвей Черепков.

«Так что здесь, наверное, не надо волноваться ни продавцам, ни покупателям. Естественно, покупателям надо заявить в Ozon о том, что они не получили товар, как и продавцам — об утрате товара. Проблемы будут только временного характера: как быстро пройдут судебные разбирательства и т.д. Например, попадает ли утрата товара под страховой случай или не попадает. Понятно, что если, например, работники, являющиеся бенефициарами предприятия, сами учинили поджог, чтобы скрыть какие-то убытки и самим заработать, то это не страховой случай. Тогда платить будет сам Ozon, его руководители либо учредители, список, кого можно привлечь к ответственности, достаточно большой», — сказал Матвей Черепков.

Компенсация утраченных товаров должна проходить по их закупочной стоимости, говорит юрист: «Продавец должен доказать, какие убытки он понёс. Одним из доказательств будет договор покупки, который заключался продавцом с покупателем. Ведь покупатели переводили деньги за товар? Переводили. Продавцы будут предоставлять договор с покупателем, где указано, на какую сумму продавец планировал продать свой товар. Логически, в таких случаях компенсируются убытки: я купил товар за 10 рублей, товар утрачен — значит, 10 рублей я и должен получить. Но договоры Ozon с конкретными продавцами, перевозчиками могут быть разными».

Вряд ли в произошедшем пожаре можно увидеть «обстоятельства непреодолимой силы» или природный катаклизм», считает эксперт.

«Скорее всего, это разгильдяйство. Перевозчик не выполнил свои обязательства по перевозке и сохранности самого имущества, поэтому будет платить. Заплатят страховые компании, либо доплатит сам Ozon. Один сгоревший склад для компании — это не принципиально: сколько у них таких складов по всему миру? А вот компенсация убытков — это вопрос престижа», — подчеркнул Матвей Черепков.

Пару дней спекулянты будут стараться заработать на произошедшем пожаре, потом всё начнёт приходить в норму, сказал «Московской газете» предприниматель Дмитрий Потапенко. «Пожар — не ахти какая проблема. У кого, как говорится, мост не падал? Для рынка маркетплйсов ничего не поменяется. Неприятная ситуация, такое случается, но это не фатально», — отметил собеседник издания.

В плане получения компенсации за утраченный товар всё зависит от отношений конкретного продавца с Ozon и причины пожара, считает Дмитрий Потапенко, получение компенсации в любом случае не будет лёгким делом.

«Экспертиза по определению стоимости утраченных товаров обычно является камнем преткновения в таких ситуациях. Зачастую для продавцов товара стоимость одна, а в результатах экспертизы — другая, гораздо дешевле. Продавцам надо подавать либо коллективный, либо частные иски на возмещение убытков и терпеть все судебные издержки — не только на адвокатов, но и на экспертизы, которых явно будет несколько», — подчеркнул предприниматель.

О любопытных юридических «развилках» в плане компенсации стоимости утраченного товара «Московской газете» рассказали в ООО «Юрком».

«Если у продавца, поставщика есть подписанная Ozon накладная, по которой право собственности на товар перешло к Ozon — это одна история. Тогда Ozon должен уплатить поставщикам ту сумму, которая указана в документе. То есть, закупочную стоимость товара. А если, согласно договору, право собственности не переходит от продавца к Ozon? В этой ситуации утрата товара частично может стать рисками самого продавца. Тут возникают вопросы, застрахован товар или нет тогда, на залоге он у Ozon или нет?» —отметили в компании.

Компенсация должна выплачиваться по закупочной стоимости товара, считают в ООО «Юрком». «Если поставщики будут предоставлять претензию на возврат стоимости, это не может ограничиться расходами на доставку. Компенсация по розничным ценам — тоже вряд ли. Тогда получается, что поставщики будут получать маржу вместо Ozon, а он им её уступает», — объяснили юристы фирмы.

Ozon вполне может попытаться доказать, что произошедший пожар — это «форс-мажор», чтобы освободиться тем самым от обязанностей по компенсации, считают в ООО «Юрком»: «Товар может быть индивидуально определён или определяться по товарным признакам (как, например, пачка бумаги или скрепки). С индивидуально определённым товаром доказать форс-мажор легче. Во втором случае Ozon будет трудно доказать, что при пожаре сгорели именно вот эти конкретные пачка бумаги или скрепок».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Ozon, маркетплейс, выплаты
Поделиться
Похожие новости