Новость общества

Закон о Едином операторе рекламы: никакой политики, только бизнес?

Закон о Едином операторе рекламы: никакой политики, только бизнес?

Фото © «Московская газета»

02.08.2022 в 15:55:00
2589

Принятый в Госдуме в первом чтении законопроект о Едином операторе рекламы может лишить глав регионов части политического влияния, пишет издание «КарелInform»

Законопроект внесён зампредом комитета Госдумы по экономической политике Артемом Кирьяновым. Управление билбордами и рекламными табло на транспорте предлагается отдать одному игроку рекламного рынка, чтобы билборды не были взломаны с целью распространения различных «фейков».

ФАС увидела в законопроекте Артёма Кирьянова ряд «неконкурентных процедур», писали «Ведомости». В руководстве одного из возможных претендентов на роль рекламного оператора-монополиста — ГК Russ Outdoor — «не усматривают монополизации в инициативе, потому что у других участников рынка будет возможность по-прежнему участвовать в торгах за право установки конструкций», сообщает «Ъ». Другой возможный претендент — рекламная компания Gallery — считает, что законопроект «ставит существующих операторов наружной рекламы под угрозу полной потери бизнеса вследствие фактического устранения рыночной конкуренции» (цитата издания). Реализация законопроекта о Едином операторе рекламы может ударить по региональным бюджетам, пополняемым, в том числе, поступлениями от рекламы, отмечает в числе прочего «Газета.ru».

«Московская газета» обсудила с экспертами возможный политический смысл законопроекта.

Своим взглядом на законопроект поделился политолог Константин Калачёв.

«С моей точки зрения, законопроект о Едином операторе рекламы разработан для того, чтобы, во-первых, побороть коррупцию в регионах на местах и, во-вторых, добиться технологического суверенитета по импортозамещению в сфере рекламных технологий, — сказал Константин Калачёв. — Государство считает, что баннеры с импортными рекламными технологиями могут быть опасны для Российской Федерации. Это реализация тренда национальной безопасности. При этом законопроект, на мой взгляд, нуждается в широкой дискуссии и серьёзной экспертной оценке».

А теперь, что касается доходов региональных бюджетов от рекламы.

«В любом регионе наружная реклама – это получение доходов для определенного круга лиц. Поэтому появление монополиста, естественно, будет воспринято болезненно. Если государство берет на себя роль ответственного, тогда рекламная политика переходит под его контроль. И если все будет решаться на пользу потребителей и, главное, рекламодателей, и будут использованы российские технологии, — то слава Богу», — подчеркнул политолог.

А что касается монополизма в сфере рекламы, то можно вспомнить, сколько обсуждался вопрос конкуренции на рынке ЖКХ Москвы, провёл параллель собеседник «Московской газеты».

«В итоге дома обслуживает ГБУ «Жилищник». Таков современный политический тренд. А то, что будет запрещена реклама каких-то политических партий — это бред. Интересы КПРФ и ЛДПР точно не будут ущемляться, это системные и лояльные партии», — заявил Константин Калачёв.

В связи с оценкой политолога возникает вопрос, а как же, например, партия «Яблоко», такая же системная. Но об этом чуть позже.

«В основе данной законодательной инициативы лежит желание подобрать под себя ещё один бизнес — рекламный. Все остальное — лишь идеологическая упаковка», — сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» политолог Аббас Галлямов.

Политического смысла в законопроекте не просматривается, речь идёт о конкретных интересах, считает политолог Алексей Макаркин: «Рекламные операторы и так согласовывают заказы с региональными элитами. Какая разница, кто согласовывает: региональные или федеральные? Работающие механизмы тут и так есть. Оператор — коммерческая структура, он понимает, что ему надо жить в дружбе с властями. Если говорить о каких-то билбордах оппозиционного характера, то для операторов это, в любом случае, запредельный риск. Видимо, за этим законом стоят коммерческие соображения передела рынка рекламы, а не вопрос контроля, который и без того есть».

Некоторым политическим игрокам в регионах Единый оператор рекламы даже может оказаться полезен, считает политолог.

«Региональные игроки обычно более зависят от регионального начальства — говорит Алексей Макаркин. — Если какой-нибудь лоялист поднимает региональную проблему, за него скорее будут заступаться в центре. А у регионального оператора в этом случае защитника не будет. Если есть игрок, важный для центра, у которого непростые отношения с региональными фигурами, то центр может за такого человека заступиться. Большой избирательный игрок может быть более самостоятельным. Но это касается только тех людей, у которых связи с центром. Допустим, перед выборами у коммунистов возникают какие-то проблемы, и они, например, говорят, мы вполне патриотичны, а нам не дают разместить свою рекламу. Центр может поддержать какого-то игрока, а может и не поддержать».

Так или иначе, роль федерального центра здесь велика?

«В любом случае, конечно, Закон о едином операторе рекламы усиливает роль федерального центра и жёстче привязывает к нему региональную политику», — считает политолог.

Политический смысл этого законопроекта не в том, что какая-то партия выиграет или проиграет на выборах, пояснил «Московской газете» депутат Московской городской думы Сергей Митрохин.

«Смысл в том, что это очередной шаг к централизации рынков, в данном случае, рекламного рынка. На мой взгляд, граждане, организации, партии лишаются этим законом доступа к свободному рынку рекламы», — считает депутат.

Но ведь рекламные фирмы смогут участвовать в торгах на установку рекламных конструкций?

«Рекламные фирмы и без этого закона могли и могут участвовать в торгах. Но, как я понимаю, всё рекламное пространство предлагается централизовать, и торги будут организовываться монополистом. А монополист будет получать прибыль с рекламных точек и площадей. Это не имеет ничего общего с рыночной экономикой, это централизация, связанная с излишними страхами перед какой-то мифической социально вредной рекламой. Партия «Яблоко» не поддерживает этот закон, — заявил Сергей Митрохин. — Если рекламный контент будет не устраивать того, кто будет организовывать тендер, любая относительно независимая организация, этот контент предложившая, с большой вероятностью, я считаю, не сможет выиграть тендер. Аргумент, что политический контроль и так осуществляется без закона о Едином рекламном операторе, мне видится не очень сильным. В нашей практике много раз было, что мы предлагали к размещению определённые баннеры, плакаты, и нам отказывали без объяснений. А теперь могут сказать: вы проиграли тендер, извините».

К слову, как партия «Яблоко» видит своё будущее и как может прокомментировать слухи о своём закрытии?

«Никаких внешних сигналов о закрытии партии пока нет», — добавил Сергей Митрохин.

Ранее СМИ писали, что крупнейший в России владелец уличных рекламных щитов купит бизнес своего ближайшего конкурента. Как сообщал РБК, бизнесмен Иван Таврин согласился продать свою группу Gallery лидеру наружной рекламы Russ Outdoor.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
реклама, оператор, госдума
Поделиться
Похожие новости