Новость политики

Игра в одни ворота: в чью пользу растёт российско-китайский товарооборот

Игра в одни ворота: в чью пользу растёт российско-китайский товарооборот

коллаж «Московской газеты»

10.06.2022 в 11:18:00
5072

Главное таможенное управление КНР подсчитало, что за первые пять месяцев нынешнего года, с января по май, товарооборот между Россией и Китаем вырос более чем на 28% и превысил 65 млрд долларов. В условиях беспрецедентных западных санкций и разрушения экономических связей со многими развитыми странами эта новость должна бы обнадёжить и показать, что российский рынок остаётся привлекательным для других крупных игроков, а сама Россия также способна переориентировать свой экспорт на восточное направление. Однако прежде, чем делать выводы, стоит взглянуть на ситуацию внимательнее

Экспорт российских товаров в Китай за пять месяцев 2022 года, в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, вырос сразу на 46,5% и достиг 41 млрд долларов, тогда как китайский импорт в РФ составил 24,5 млрд долларов с ростом на 7,2%. И здесь вроде бы тоже есть повод для оптимизма – сальдо торгового баланса, то есть соотношение стоимости проданных товаров к стоимости закупленных, положительное для России. Но вот структура экспортно-импортных взаимоотношений вызывает вопросы, хотя и не выглядит неожиданной. 70% экспорта в Китай в денежном выражении составляют природные ресурсы, прежде всего нефть, газ и уголь. При этом Китай хоть и нарастил закупки той же нефти в последние месяцы, берёт её по крайне выгодным для себя ценам.

Ещё в начале апреля аналитики отмечали, что из-за перекрытия каналов поставок российской нефти на Запад Китай наверняка воспользуется ситуацией и будет покупать топливо по сниженным ценам, поскольку других альтернатив для продажи энергоресурсов у России якобы практически не остаётся. Похожим образом поступает и другой крупный потребитель углеводородов в Азии – Индия.

«По сути, Россия оказалась под давлением из-за трудностей при продаже нефти. Китай действительно предпочел бы гораздо более дешевую нефть. Цены крайне высоки даже в диапазоне 90 долларов, что слишком дорого для Китая. Если они могут покупать российскую нефть со скидкой, а иногда эти скидки довольно значительны – на 30 долларов ниже базовой цены, тогда я действительно не вижу, что помешает Китаю покупать много российской нефти», – объясняла президент Transversal Consulting Эллен Уолд.

Дальнейшие события показали, что брать российскую нефть с большими скидками Китай вполне может. По итогам апреля Минфин России опубликовал статистические выкладки, согласно которым Китай брал российский сорт нефти Urals по ценам около 70 долларов за баррель при общем уровне мировых цен на нефть в районе 100 долларов. Аналогичную схему покупки нефти по сверхнизким ценам Пекин уже много лет обкатывал на Иране, который также находится под санкциями и не имеет возможности выбирать, кому продавать свои ресурсы.

Похожая ситуация складывается и с природным газом. Агентство Bloomberg сообщало, что китайские госкомпании Sinopec и PetroChina ведут переговоры о закупке сжиженного газа из России со скидкой в 10%. Другие трейдеры опасаются покупать российское голубое топливо из-за опасений попасть под санкции или понести репутационный ущерб, а китайские компании готовы взять на себя такие риски, но не задаром, а при условии весомого дисконта. Что же касается трубопроводного газа, то его Поднебесная закупает у РФ по сверхнизким ценам уже традиционно. В прошлом году «Газпром» поставлял в Китай топливо по газопроводу «Сила Сибири» дешевле, чем в любую другую страну, кроме Беларуси. С Европой эта разница доходила до нескольких сотен процентов. Уже не удивляет, что то же самое происходит и с углём. Эмбарго на российский уголь Евросоюз ввёл в первую очередь, и оно вступит в силу уже в августе. Одновременно Китай импорт российского коксующегося угля нарастил, но, опять же, КНР закупает уголь у России дешевле, чем у любых других поставщиков, включая ближайших импортёров из Индонезии и Монголии. При таком раскладе сложно назвать позитивным рост экспорта природных ресурсов в Китай, поскольку каждая тысяча баррелей нефти и каждая тонна угля, ушедшие в КНР, приносят РФ очевидную недополученную выгоду.

Между тем в обратном направлении, как можно судить по структуре торговли, в основном идёт высокотехнологичная продукция с большой долей добавленной стоимости, такая как бытовая техника, смартфоны, компьютеры, промышленное оборудование, автомобили и т. д. В условиях международных санкций и ухода из РФ большинства западных и японских брендов это нужная для России продукция. Но, согласно опубликованным цифрам, рост импорта из Китая как раз не очень велик. Более того, появляются новости о сокращении объёмов деятельности на российском рынке китайских технологических компаний. Накануне стало известно, что IT-гигант Huawei закрыл четыре из 19 своих официальных торговых точек в российских городах – Москве, Новокузнецке, Уфе и Ростове-на-Дону. Официально компания никак не комментировала свои действия, однако эксперты предполагают, что закрытие нескольких магазинов может быть связано со снижением поставок гаджетов из Китая и падением спроса на смартфоны в самой России.

«Компания сделала неожиданный ход, то есть, с одной стороны, она не отказалась от работы в России, но, с другой стороны, прекратила поставлять свои смартфоны и в потребительском сегменте, и базовые станции в бизнес-сегменте», – считает гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Он добавил, что у российских операторов связи более трети базовых станций произведены компанией Huawei. Также фактически прекращены поставки смартфонов под брендом Honor.

Другие крупные китайские производители смартфонов и компьютеров ведут похожую политику на российском рынке. Xiaomi, Oppo, Lenovo сократили поставки своей продукции. Bloomberg писал, что эти технологические компании якобы тоже хотели бы покинуть российский рынок полностью, но сделать это без публичных заявлений. Аналитик агентства MForum Аnalytics Алексей Бойко объяснял, что производители из КНР опасаются вторичных санкций из-за продажи техники в России, особенно если учесть, что часть компонентов для китайских смартфонов и компьютеров также поставляется из западных стран. Не исключена вероятность, что продукцию китайских производителей, как и Samsung или Apple, через какое-то время тоже можно будет ввезти в Россию лишь с помощью механизмов так называемого параллельного импорта. Но эти неофициальные поставки могут оставить потребителей без гарантийного обслуживания и техподдержки производителей.

Не самым благоприятным образом развивается и торговля автомобилями. В апреле Росстандарт начал выдавать сертификаты одобрения транспортного средства для корейских и китайских моделей, чьё производство локализовано на российских заводах. К примеру, автомобили марки Haval, которые выпускаются на предприятии в Тульской области, теперь можно ввозить и непосредственно из Китая. Если фирма решит пойти по этому пути, то автолюбители без китайских машин, конечно, не останутся, но вот некоторое количество рабочих мест на российских автозаводах может сократиться. Наконец, нельзя забывать, что статистика импорта из Китая учитывала в том числе объёмы за январь и первую половину февраля, когда глобальные геополитические и экономические изменения ещё не наступили. Если тенденция по сокращению присутствия китайских технологических компаний на российском рынке сохранится, в следующем квартале мы вполне можем увидеть стагнацию или даже спад импорта из КНР.

Можно предположить, что возрастающий товарооборот при ближайшем рассмотрении приносит нашей стране не так много плюсов, как могло бы показаться. Поставка нефтегазовых ресурсов по сниженным ценам и нестабильный по объёмам импорт высокотехнологичной продукции из Поднебесной – это явно не весь потенциал, который мог бы быть у российско-китайского экономического сотрудничества, если бы оно было основано на принципах равенства и взаимной выгоды.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, китай, товарооборот
Поделиться
Похожие новости