Новость политики

IT-партия не просчитала политические риски

Эксперты критически оценили перспективы Партии Прямой демократии

Фото: twitter.com

10.01.2020 в 16:21:00
4690

Экспертное сообщество критически оценило перспективы Партии прямой демократии, о создании которой заявил один из авторов World of Tanks

О партийном кризисе в России не говорит только ленивый политолог. Четыре полувечных парламентских партии: КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» с несменяемыми лидерами и партия власти фактически превратили политический процесс в «политическое болото». России не хватает ярких лидеров, способных бороться с социальной апатией россиян, не хватает социально-политических лифтов, не хватает молодежи в политике.

Именно на таком безрадостном общественно-политическом фоне директор по продукту World of Tanks Вячеслав Макаров заявил о создании «Партии прямой демократии», основу которой должны составить известные IT-менеджеры России. В организационный комитет партии войдут директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько, замначальника юридической службы «Яндекс.Деньги» Борис Чигидин, гендиректор UnwiredDevices Олег Артамонов и бывший продюсер «Живого журнала», совладелец компании GR-ConsultingS.r.l (Сан-Марино) Тимофей Шевяков, — сообщает «Коммерсант».

Большинство экспертов сомневается в политических перспективах партии российских IT-разработчиков.

«Видимо, стоит задача показать, что политическая жизнь на месте не стоит, что у нового поколения есть выбор, а заодно прорекламировать столь любимое некоторыми электронное голосование. Вероятно, именно это должно стать вершиной манипуляционных технологий. По плану, может у них и все 5% будут в Госдуму. Но интуиция подсказывает мне, что проект мертворожденный», — заявил глава Политической экспертной группы Константин Калачев в разговоре с «Московской газетой».

«Идея организации Интернет-партии уже не очень оригинальна, но по-прежнему актуальна для России, — считает руководитель  департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Сергей Белоконев.

«Во-первых, российское общество сравнительно давно разделилось на Интернет-сообщество и ТВ, и современные партии в основном представляют телеаудиторию. Во-вторых, новые технологии и новые лица являются двумя ключевыми составляющими возможного успеха для новой политической силы, которая пятой может вскочить в «уходящий поезд» — Госдума-2021. Но у нового проекта много проблем: разнородная аудитория, как вовлекать лидеров интернет-аудитории в политическую активность, отсутствие у инициаторов проекта достаточного опыта и кадров, которые смогут в кратчайшие  сроки (недели уже, а не месяцы) развернуть партийную структуру, способную конкурировать с «Единой Россией» и коммунистами», — считает собеседник издания.

Амбициозную задачу оживить омертвевший  политический ландшафт Партия прямой демократии, скорее всего, не ставит. Поскольку в программном заявлении о создании ППД речь не идет о политических задачах. Зато аудитории заявлено о создании и продвижении мобильного приложения для электронного внутрипартийного голосования, которое должно стать главным отличием партии от других российских партий и политических движений, своеобразные электронные праймериз. По мнению Сергея Старовойтова, генерального директора Клуба регионов, в случае с объявлением политических инициатив Вячеслава Макарова мы видим умелое использование политического контекста для продвижения бизнес-проекта, который вполне может стать примером для успешного маркетинга.

В пользу того, что бизнес первичен в создании Партии прямой демократии, говорит не только отсутствие политических задач в заявленном проекте и предварительный список участников, но и сжатые сроки развертывания политического блиц-крига в 2020 году. До начала предвыборной кампании 2020 года осталось три месяца. И зарегистрировать Партию прямой демократии в Минюсте в такие сжатые сроки, даже имея преференции от Администрации Президента РФ, крайне сложно. По мнению политолога Александра Пожалова, пройти регистрацию в такие краткие сроки без прямой помощи Кремля нет шансов. Купить одну из существующих партий также нельзя, поскольку заявлена новая партия. Между тем оргкомитет предполагаемой «Партии прямой демократии» заявил, что примет участие в предвыборных кампаниях 2020 года. Напомним, это порядка двадцати выборов глав регионов, не считая региональных парламентов и выборов в местном самоуправлении. По итогам избирательной кампании в текущем году «танкисты», возможно, выдвинут кандидатов в депутаты Государственной Думы в 2021 году.

В качестве возможной причины создания ППД называют личную инициативу Вячеслава Макарова, который наигрался в танки и готов сыграть в политику. Тем обиднее будет поражение успешного IT-менеджера и бизнесмена в сфере, которой он пока не знает и в которой он, с большой долей вероятности, продолжит играть.

«Электоральная база есть. Мужиков, которые хотят вечерком под пивко рубануться в танки, самолёты, корабли, в стране миллионы. Актуальный момент есть. В канун 75-летия Победы тема истории и патриотизма расцветает новыми красками. Окно возможностей есть. Партийная система в глубоком кризисе. Публичная политика остро нуждается в новых лицах. Просветительская миссия есть. Нести преимущества электронного голосования в массы. Жаль, только никакой партии не будет. Одно дело — играть за компьютером. Другое — играть в политику. А третье — реально пахать, доказывая избирателям, что ты чего-то стоишь. Сомневаюсь, что это смогут сделать региональные айтишники, которые по задумке должны стать партийными функционерами на местах», — считает политконсультант Ярослав Игнатовский.

«Не будет партии, потому что у товарищей совсем нет опыта политической борьбы, во-первых. Во-вторых, АП не согласует им массовое участие в кампании. Возможно, кто-то из лидеров новой партии и пройдет в Госдуму. А сегодня нужна просто красивая картинка. Это будет медиа-проект, а не полноценная партия. Хотя хотелось бы полноценную», — рассказал Игнатовский «Московской газете».

Действительно, за три месяца медиапроект сформировать и запустить можно. С другой стороны, формирование партий по профессиональному признаку может стать одним из новых трендов в российской политике. В условиях, когда ни коммунистическая, ни центристская, ни правая идеологии не отвечают ожиданиям большинства населения страны, объединяющим критерием может стать общая профессия. Поэтому вслед за появлением партии IT-разработчиков можно ожидать появление партии железнодорожников, учителей и даже рыбаков.

Автор: Александр Асадчий
ТеГИ
выборы, IT, Партия прямой демократии
Поделиться
Похожие новости