Новость политики

Как и зачем Китай налаживает связи с Латинской Америкой?

Как и зачем Китай налаживает связи с Латинской Америкой?

Фото © «Московская газета»

11.06.2023 в 22:20:00
4108

Сегодня завершился процесс полноценного установления дипломатических отношений между КНР и Гондурасом. Как сообщило китайское телевидение, посольство этой небольшой центральноамериканской страны открылось в Пекине. На церемонии присутствовали главы МИД обеих стран Цинь Ган и Энрике Рейна, а в Китае в то же время находится с визитом президент Гондураса Сиомара Кастро

На первый взгляд, Гондурас не имеет каких-то значимых позиций на международной арене, а значит и его отношения с Китаем не должны вызывать особого интереса. Однако, во-первых, установление дипотношений с этой республикой является серьёзной внешнеполитической победой Пекина, а во-вторых, это событие отражает более широкий процесс усиления Китайского влияния в Южной и Центральной Америке, которую США со времён появления доктрины Монро считают зоной своего исключительного влияния. Дипломатическая победа Поднебесной заключается в том, что Гондурас, остававшийся одним из 14 государств, официально признававших независимость Тайваня, изменил своё мнение и разорвал отношения с Тайбэем в обмен на установление более тесных связей с КНР.

Совсем недавно глава Тайваня посещала Соединённые Штаты как бы транзитом, формально на пути в Гватемалу и Белиз, куда она ехала с официальным визитом. Если лететь с государственным визитом окажется некуда, этот повод для организации переговоров с Вашингтоном окажется неактуальным, а полёты тайваньских чиновников напрямую в США наверняка вызовут ещё более жёсткую реакцию Пекина. Визит спикера Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси в Тайбэй в прошлом году поставил Китай и США буквально на грань военного столкновения, и так испытывать судьбу регулярно вряд ли кто-либо захочет. Поэтому у китайской политики в Центральной и Южной Америке есть и вполне прагматические политические мотивы.

Однако решением тайваньского вопроса цели Пекина на данном направлении, конечно, не ограничиваются. Недаром Китай инвестировал в экономику стран этого региона свыше 160 млрд долларов за последние 20 лет, а в январе текущего года, выступая перед участниками саммита Сообщества латиноамериканских и карибских государств, председатель КНР Си Цзиньпин назвал страны региона ключевыми партнёрами Пекина в деле расширения сотрудничества между развивающимися странами и углубления интеграционных процессов.

Торгово-экономические выгоды КНР от сотрудничества с Латинской Америкой очевидны. Кандидат экономических наук Дмитрий Разумовский, комментируя доклад Атлантического совета о стратегии КНР в этом регионе, констатирует, что Пекин нацелен на налаживание всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества со странами ЛА. Китайская экономика, потребляющая огромное количество энергии и одновременно ориентированная на экспорт своей продукции за рубеж, крайне заинтересована в нефтегазовых ресурсах Венесуэлы, Колумбии и соседних стран. Доля Латинской Америки в импорте Китаем энергоресурсов возросла за несколько лет с 8% до 13%, что всё ещё не очень много, но уже заметно в общем объёме.

Нефтью и газом сотрудничество также не ограничивается. Китайская сторона готова инвестировать в горнодобывающую промышленность латиноамериканских государств и предлагает закупать свои высокотехнологичные и потребительские товары. Правда, не обходится и без предложений, от которых нельзя отказаться. Пекин включает в договоры о кредитовании пункт об обязательных закупках определённой продукции исключительно у КНР, и нуждающиеся в заёмных средствах страны вынуждены на это соглашаться. Но Разумовский подчёркивает, что Китай не первый и не единственный бенефициар такой схемы. Также КНР стремится вовлечь латиноамериканских партнёров в свою глобальную экономическую инициативу «Один пояс, один путь», которая уже стала основным инструментом мягкой экономической экспансии Китая в мире.

Конечно, без геополитики и военных интересов здесь также не обходится. Учёный секретарь Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Николай Иванов отмечал, что Китай заинтересован в создании единой валюты Латинской Америки, чтобы вытеснить доллар США с лидирующих позиций на мировом финансовом рынке. Переговоры о создании новой денежной единицы активизировались после прихода к власти в Бразилии президента-социалиста Луиса Инасиу Лулы да Силвы. К проекту готова присоединиться Аргентина, своё одобрение выразил и глава Венесуэлы Николас Мадуро, который несколько лет назад сохранил власть под мощным американским давлением благодаря, в первую очередь, поддержке Китая и России.

Торгово-экономические интересы Китая в Латинской Америке по мере своего расширения закономерно потребовали военного прикрытия. Наиболее известным и долгосрочным является оборонное сотрудничество Китая с Кубой. С 2018 года шли разговоры о возможном появлении на острове в нескольких десятках километров от Флориды китайских военных объектов. Несколько дней назад в американской прессе появилась информация о некоем секретном договоре между Пекином и Гаваной, согласно которому на Кубе якобы должна быть построена китайская база электронной разведки. Официальные лица США и Кубы эти сведения опровергают, но давние связи китайских и кубинских военных в сфере технического сотрудничества и совместного обучения сомнений не вызывают. Кроме того, тесное взаимодействие КНР в сфере безопасности налажено также с Венесуэлой, Перу, Никарагуа и другими государствами. Помимо совместных учений эти государства активно закупают китайскую боевую технику, чем приносят дополнительный доход ВПК Поднебесной. Наконец, свою роль в укреплении позиций КНР играют частные охранные компании, которые участвуют в обеспечении безопасности транспортной и другой инфраструктуры в странах Латинской Америки и в то же время формально не относятся к структурам НОАК, а значит вроде бы не должны привлекать к себе столь пристального внимания западных спецслужб и военных.

Понятно, что прежде всего китайское военно-политическое влияние в Латинской Америке и Карибском бассейне вызывает обеспокоенность у США. В некоторых странах интересы двух сверхдержав вступают в прямое противоречие. Так, в те или иные формы военного сотрудничества Китай вовлёк Колумбию, Бразилию и Аргентину, имеющие статус основных союзников США вне НАТО. В аргентинском Меукене китайские военные даже возвели центр наблюдения за спутниками, в котором Вашингтон увидел значительную разведывательную угрозу.

Журналист-международник Василий Иванов отмечает, что Китай в сфере безопасности конкурирует в этом регионе не только с США, но и с Россией. Свою роль играют низкая стоимость и целевые кредиты, которые выдаёт китайская сторона. Похожую стратегию со своими зарубежными импортёрами обычно выстраивала и российская оборонка.

Как видно, руководствуясь своим всепоглощающим прагматизмом, Пекин готов для достижения собственных целей потеснить кого угодно, не стесняя себя идеологическими и геополитическими рамками. Если КНР при продвижении своих интересов будет руководствоваться теми же установками, какие применяются в Африке и на Ближнем Востоке, в скором времени можно ожидать и появления полноценных китайских военных баз в Новом свете по примеру Джибути и Пакистана. И пока в Латинской Америке набирают популярность левые политические силы, вряд ли можно ожидать, что кто-либо сможет всерьёз помешать китайской экспансии в этом регионе.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
китай, Латинская Америка, связи, страны
Поделиться
Похожие новости