Новость политики

Как Иран может помочь России в обходе санкций и поставках дефицитных товаров

Как Иран может помочь России в обходе санкций и поставках дефицитных товаров

pixabay

23.04.2022 в 12:10:00
3675

С самого начала санкционной кампании против России и отказа многих зарубежных производителей поставлять в РФ свою продукцию актуальным стал вопрос о замене тех товаров, которые ранее импортировались из государств, присоединившихся к ограничительным мерам

Стран, которые не стали официально вводить санкции против РФ, вроде бы много, но их реальная способность, а главное желание восполнять потери российского рынка вызывали немало вопросов. Сомнения возникают в том числе и потому, что реэкспорт товаров, прямо попавших под запрет ЕС и США на ввоз в Россию, чреват вторичными санкциями против не в меру предприимчивых компаний из третьих стран. Так, китайские фирмы предпочли не нарушать запреты США и Евросоюза и не поставлять запчасти российским авиакомпаниям в обход ограничений. Однако во многих других сферах такого жёсткого эмбарго нет, просто зарубежные компании уходят с российского рынка. Это касается рынка одежды, продовольствия, бытовых товаров, автомобилей, косметики и т.д. И здесь есть два основных пути решения проблемы: долгий и дорогой – импортозамещение и налаживание собственного производства; более быстрый – реэкспорт из стран, где международные компании продолжают работать или замена поставщиков на более «сговорчивых», не обращающих внимание на геополитику.

В этом направлении уже был сделан ряд шагов. Так, в конце марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил, что правительство легализовало поставки в Россию наиболее востребованных товаров через третьи страны без согласия производителей. Наиболее очевидными каналами поставок многих категорий продукции обычно называются Китай, Турция или страны СНГ.

Но есть ещё одно государство, которое, возможно, сможет помочь России в некоторых отраслях, и, что интересно, само имеет богатый опыт выживания под санкциями. Это Иран, о котором в последнее время всё чаще говорят как о перспективном торговом партнёре.

Иран после исламской революции 1979 г., а затем из-за своей ядерной программы многие десятилетия находится под ограничениями различной жёсткости. До 1995 года США запрещали вообще любую торговлю своих компаний и граждан с Ираном, к настоящему времени остались в действии в основном ограничения против нефтяной отрасли, продажи Ирану вооружений, торговли золотом и другими ценными металлами, а также финансовые санкции. К примеру, Иран отключён от межбанковской системы SWIFT, а его золотовалютные резервы в США заморожены.

Ещё в начале апреля зампредседателя Центрального банка Ирана Мохсен Карими рассказал, что республика готова поделиться с российскими властями данными о механизмах, позволяющих обходить санкционные ограничения. Подробностей о том, какие именно механизмы Тегеран предложил Москве, чиновник не привёл, сказав лишь, что одна из мер касается взаиморасчётов при двусторонней торговле в национальных валютах – рублях и иранских риалах. Это теоретически позволит защитить ирано-российские экономические связи от долларового влияния. Судя по тому, что заявление прозвучало от замглавы Центробанка, другие предложенные шаги также касаются финансовых инструментов.

Эксперты отмечают, что в условиях санкций экономика Ирана проявляет склонность к нестабильности и высокой инфляции, однако в стране налажено собственное производство многих товаров. Также республика не исключена полностью из международной торговли, сотрудничая в основном с азиатскими партнёрами, включая Китай.

Так чем же ещё Иран может поделиться с Россией, кроме знаний о хитростях обхода финансовых ограничений?

Председатель российско-иранского делового совета Владимир Обыденов убеждён, что иранская промышленность может заменить для России многие категории западных товаров. Он отметил, что исламская республика может снабжать нас, в частности, средствами гигиены для детей и взрослых, а также кухонной утварью. Общественность, кстати, отреагировала на такие известия неоднозначно. Многие пользователи соцсетей возмутились, что россиянам придётся покупать иранские товары вместо того, чтобы производить всё это внутри страны. Но с точки зрения экономики всё же не стоит пренебрегать даже иранским импортом, если немецкий или шведский для нас более недоступен. Ни одна страна в мире, даже США и Китай, не производят сами всё многообразие необходимых предметов. Поэтому какие-то импортёры России в любом случае понадобятся. К тому же в условиях ухода многих западных брендов сужается конкуренция, а высокая конкурентность рынка – залог максимального качества при минимальной цене. Поэтому если ту же посуду российские предприятия и смогут производить самостоятельно, соперник извне в борьбе за потребителя им не повредит. Возвращаясь к примеру с бытовой химией, из России уходят такие бренды как Dove, Domestos, Ariel, Always, Head & Shoulders, Johnson & Johnson и другие.

Обыденов добавил, что в Иране также неплохо развиты фармацевтика и производство строительно-отделочных материалов. В этих отраслях цены в РФ растут, поэтому, при условии должного контроля качества, приток зарубежных стройматериалов и лекарств помог бы сгладить и эту проблему.

В Российском совете торговых центров (РСТЦ) заявили, что иранский импорт может быть перспективным также на рынке одежды, обуви и сумок. Отечественный ритейл выражает надежду, что иранские производители вложат средства в маркетинговое продвижение своих брендов, малоизвестных российской публике. Со своей стороны, российские магазины готовы начать закупки у иранских партнёров и обсуждают учреждение локализованной дилерской сети. Управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский выразил сомнения в том, что иранская продукция в люксовом сегменте сможет достичь качества испанских или итальянских брендов, но по поводу массового сегмента сомневаться вряд ли стоит.

Россельхознадзор в марте сообщал, что с иранской стороной достигнуты договорённости об увеличении поставок овощей в РФ в 4 раза, до 2 млн тонн. Одновременно иранцы проявили интерес к расширению закупок у России зерновых и мяса птицы. Наконец, иранская промышленность способна предложить своё решение самого больного вопроса для российских автолюбителей. Большинство европейских, американских и японских автопроизводителей прекратили или приостановили поставки. Автомобильный рынок в РФ лихорадит, цены на машины за месяц взлетели почти на 50%, а многие модели уже в дефиците. Сейчас ожидается возвращение на наш рынок марки Iran Khodro, которая в конце 2000-х уже продавала у нас бюджетные седаны Samand. Позже бренд ушёл из России по причине несоответствия экологическим нормам Евро-4.

«Конечно, с приходом новых брендов встанет вопрос о сертификации этих автомобилей, и, хотя сейчас это процесс не быстрый, думаю, в будущем процедуру могут ускорить или вовсе упростить», — сказал по этому поводу автоэксперт Станислав Пушевский.

Линейка этого производителя представляет собой перелицованные старые модели Peugeot, Suzuki и Renault, и вряд ли они удивят россиян качеством и оснащением.

Если внимательно рассмотреть промышленные и экономические возможности исламской республики, то выяснится, что иранцы многое могут предложить находящейся под санкциями России. Конечно, качество и ассортимент во многих отраслях в любом случае изменятся, и наилучшим сценарием было бы отсутствие любых санкций. Но в текущих реалиях сотрудничество с этой крупной ближневосточной страной может принести немалую пользу государству и рядовым россиянам.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
иран, россия, санкции, поставки
Поделиться
Похожие новости