Новость политики

Какие геополитические сдвиги ожидают пространство вокруг России

Какие геополитические сдвиги ожидают пространство вокруг России

Фото © «Московская газета»

24.04.2022 в 20:47:00
6782

После 24 февраля 2022 года политическая обстановка вокруг России начала стремительно меняться, причём зачастую не в лучшую для страны сторону. Ранее много говорилось о том, что нельзя допустить вступления в НАТО Украины, иначе это якобы негативно повлияет на безопасность РФ. Но НАТО, по всей видимости, подойдёт с другой стороны, с севера, и отнюдь не по своей инициативе

В середине апреля стало окончательно ясно, что Финляндия и Швеция, до сих пор твёрдо придерживавшиеся нейтрального статуса, взяли курс на ускоренное вступление в североатлантический альянс. О том, что обеим странам придётся реагировать на изменение баланса сил в регионе, на совместной пресс-конференции заявили премьер Финляндии Санна Марин и её шведская коллега Магдалена Андерссон. По сведениям, поступающим из парламентов и правительств этих государств, заявки на членство в НАТО Финляндия может подать уже в мае-июне, а Швеция – вскоре после этого.

Россия воспринимает такое развитие событий как угрозу.

Так, замглавы совета безопасности РФ Дмитрий Медведев уже заявил, что в случае расширения НАТО на Финляндию и Швецию Россия будет укреплять северную границу, стягивать туда дополнительные наземные и морские силы, разворачивать больше ПВО и так далее. Но главное, о чём сказал Медведев – с безъядерным статусом Балтики в таком случае будет покончено.

«Речь идет о том, что в случае вступления Финляндии и Швеции в НАТО Россия разместит ядерное оружие в Калининградской области. На Западе считают, что оно там уже есть. К примеру, ракетный комплекс «Искандер», который там точно есть, является, об этом говорил и российский президент, оружием двойного назначения. Проверить это никто не может», — уточнил академик РАН Алексей Арбатов.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков добавил, что новые члены НАТО, безусловно, смогут чувствовать себя более защищёнными, поскольку на них распространится статья устава альянса о коллективной обороне, но одновременно они пополнят ряды официальных противников России.

С Швецией и Финляндией, которые уже давно являются членами Евросоюза, всё примерно понятно. Но у некоторых экспертов в последнее время появляются опасения, что в перспективе в альянс могут влиться и некоторые постсоветские страны, в отношении которых прежде такая возможность казалась фантастичной.

Ещё в 2020 году агентство Anadolu со ссылкой на турецкого эксперта по безопасности Мете Ярара утверждало, что Азербайджан в перспективе может быть нацелен на вступление в НАТО. Это мнение обосновывалось, в частности, очень тесными отношениями между Баку и Анкарой, а также обеспокоенностью Азербайджана по поводу своей безопасности из-за неопределённой роли России в карабахском конфликте. Тогда эта новость прошла практически незамеченной, однако уже в 2021-м, после подписания Турцией и Азербайджаном Шушинской декларации о союзничестве, о возможном расширении НАТО на Закавказье заговорили даже в Госдуме. Первый зампред комитета ГД по обороне Александр Шерин сказал журналистам, что, по его мнению, в случае появления турецкой военной базы в Азербайджане, вопрос о которой активно обсуждается, фактически республика уже станет членом НАТО, а юридическое оформление будет вопросом времени. Это, по словам Шерина, вызывает у российских властей опаску и недоверие.

«Гарантии безопасности НАТО относятся к турецкой территории, а не к войскам Турции за ее пределами. Естественно, они не относятся к тем странам, на территории которых есть турецкие войска. Поэтому это не будет расширением НАТО на Азербайджан, но, если такой договор будет подписан, Россия будет смотреть на это также, как на приближение военной инфраструктуры альянса к своим границам», — говорил эксперт Института международных исследований МГИМО Николай Силаев, комментируя возможное появление турецких баз в Азербайджане.

Тогда же президент республики Ильхам Алиев заявил, что его страна рассчитывает на закупки американского оружия. Военный эксперт Алексей Иванов, в связи с этим подтвердил, что у Азербайджана, скорее всего, планов на вступление в НАТО нет, но сотрудничество с альянсом становится его приоритетным направлением.

В эти дни идут активные консультации Азербайджана и Армении с Евросоюзом по поводу окончательного урегулирования карабахского конфликта. Большую часть Нагорного Карабаха Баку вернул себе военным путём, а по поводу оставшейся сейчас ведутся переговоры с участием Евросоюза. Глава Европейского совета Шарль Мишель сперва посетил Ереван и побеседовал с премьером Николом Пашиняном, а затем прибыл на переговоры с Алиевым. Эти консультации сам Мишель прокомментировал кратко, написав, что обсуждались вопросы урегулирования конфликта в Карабахе и отношения ЕС с этими двумя постсоветскими республики. Между тем, Алиев и Пашинян в начале апреля сами ездили в Брюссель. По итогам тех переговоров Мишель заявил, что идёт работа по окончательному мирному договору и решению всех спорных вопросов. Он добавил, что цель Европы – мирный Южный Кавказ. Стоит отметить, что после урегулирования карабахского конфликта Азербайджан де-юре перестанет быть стороной территориального спора и сможет теоретически претендовать на членство в НАТО. Но сейчас важнее другое – именно Евросоюз участвует в выработке мирного договора Еревана и Баку, России в этом процессе сейчас не видно.

Евросоюз в последнее время показывает себя активным игроком в международной политике. При том, что он стал недружественным для России объединением не в меньшей степени, чем НАТО, другие постсоветские республики нарастили интенсивность контактов с Брюсселем. Ярким примером, помимо вышеприведённых, стала Молдова. Эта небольшая страна прежде меняла свой внешнеполитический курс вместе со сменой президентов. Предыдущий лидер Игорь Додон слыл пророссийским политиком. Но теперь Кишинёв, кажется, определил вектор развития. Вслед за Украиной молдавские власти передали в Брюссель заполненный опросник, необходимый для получения статуса кандидата в члены Евросоюза. Такую цель перед республикой поставила действующий президент Майя Санду. Одновременно Кишинёв предпринимает вполне конкретные шаги по отдалению от России, в том числе символические. В частности, парламент Молдовы запретил демонстрацию георгиевских лент, а также букв Z и V. За нарушение запрета теперь будет грозить штраф или общественные работы.

Приведённый перечень изменений охватывает и кратко характеризует динамику ситуации вокруг России только со стороны Европы и Южного Кавказа. Но похожие неблагоприятные тенденции развиваются и на юге, в Центральной Азии. Там уже несколько лет, а особенно после победы Талибана* (террористическая организация, запрещенная в России, — прим.ред.) в Афганистане, наращивает своё влияние Турция, причём уже как самостоятельный субъект, а не как часть евроатлантических объединений. Эксперты сходятся во мнении, что расширение сотрудничества Анкары с Кыргызстаном, Таджикистаном и Казахстаном противоречит интересам России. Взаимодействие пока в основном касается обучения военных из постсоветских республик в Турции и закупок турецких вооружений, а также культурно-образовательных проектов на основе общей тюркской идентичности. Но в перспективе могут упрочиться и экономические связи. Наконец, в Центральной Азии свою масштабную игру ведёт Китай. На примере Таджикистана можно проследить стратегию «мягкой силы», которую Пекин активно применяет во всём регионе. Душанбе уже попал в большую зависимость от китайских кредитов и инвестиций. Правительство Таджикистана в счёт выплаты долгов уже вынуждено было отдать в управление китайской стороне некоторые месторождения. Между тем, недра этой небольшой республики богаты золотом и другими ценными металлами. Но Поднебесная не только ведёт финансовую экспансию. КНР готова делиться технологиями и вовлекает страны Центральной Азии в свои инициативы по безопасности. Таджикистан уже стал участником т.н. четырёхстороннего механизма, куда также входят сам Китай, Пакистан и Афганистан. В Казахстане и Кыргызстане влияние Китая на экономику и местные элиты также возрастает.

При этом Китай стремится именно к единоличному влиянию в регионе. Стратегическое партнёрство Москвы и Пекина в условиях обострившегося геополитического противостояния продемонстрировало свою неоднозначную сущность. Похоже, что, пока Кремль сосредоточил все усилия по обеспечению своих интересов на одном направлении, от него где-то стремительно, а где-то медленно и не столь заметно уплывают другие – от северной и восточной Европы до Закавказья и Таджикистана.

*Талибан — террористическая организация, запрещенная в России.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
геополитика, россия, сдвиги
Поделиться
Похожие новости