Новость политики

«Лукашенко застрял в горбачевской модели»: экономисты прокомментировали высказывания белорусского президента о закрытии заводов в случае его ухода

«Лукашенко застрял в горбачевской модели»: экономисты прокомментировали высказывания белорусского президента о закрытии заводов в случае его ухода

Фото: pnz.ru

19.08.2020 в 13:49:00
3083

Эксперты рассказали, какие реформы необходимы стране

В Белоруссии продолжаются протесты против Александра Лукашенко, получившего на прошедших выборах более 80% голосов. Вслед за протестами в стране начались забастовки, к которым присоединилось множество предприятий. В их числе автогиганты МАЗ и БелАЗ, МЗКТ, а также Белорусский металлургический завод, Минский электротехнический завод им. Козлова, Минский моторный завод, Минский завод «Интеграл», Минские кабельные сети и многие столичные и областные предприятия (всего более пятидесяти).

С бастующими работниками МАЗа и Минского завода колесных тягачей Александр Лукашенко пообщался лично. Прибыв на МАЗ, белорусский лидер заявил, что никаких перевыборов не будет, поскольку в случае его отставки «не будет ни МЗКТ, ни МАЗа, ни БелАЗа».

Ряд экспертов считают, что одна из целей происходящих в республике протестов может состоять в вытеснении с внешнего рынка белорусских машиностроительных предприятий и сельскохозяйственной продукции. О том, насколько конкурентна белорусская экономика, нуждается ли она в модернизации и какие преобразования необходимы предприятия страны в случае смены власти, «Московская газета» спросила у экономистов Андрея Мовчана и Евгения Гонтмахера.

Андрей Мовчан, экономист, основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group:

«Лукашенко, похоже, продолжает мыслить категориями Советского Союза. Собственно, другими он никогда и не мыслил. Белоруссия, наверное, последний оплот горбачевской модели хозяйствования. Но если Горбачев ее примерял как переходную для чего-то похожего на китайскую экономику, то Лукашенко, кажется, в ней застрял. И сейчас мы видим, как эти детские штанишки лопаются по швам на выросшей стране. Говорить о том, что Белоруссия конкурентна на мировом рынке, особенно с точки зрения продукции с высокой добавленной стоимостью, невозможно. Исключением являются разрозненные IT-компании, которые для страны являются приятной добавкой к их архаичному ВВП. Но, грозя закрытиями, Лукашенко, вероятно, говорит не о них, а о тех компаниях, которые тянут Белоруссию назад, требуют модернизации, развития и включения в большие мировые цепочки создания стоимости. Если посмотреть на соседей Белоруссии по бывшему Восточному блоку (Сербию, Словению, Чехию, Словакию, Эстонию и другие страны с похожей численностью населения, размером и позиционированием), то Белоруссия, конечно, является очевидным аутсайдером с точки зрения ВВП на человека, скорости роста, независимости, диверсификации, доходов населения, социального обеспечения, медицины, безопасности, ну и других вещей. Это такой оазис архаики, который уже давно пора ремонтировать и приводить в порядок. И кто бы ни пришел на место Лукашенко, если только это не будет еще более одиозная личность, перед ним встанет необходимость проведения всех этих реформ. Приватизация потребуется как минимум для того, чтобы хоть как-то наполнить бюджет. С предприятиями, занятыми в цикле переработки природных ресурсов, вопрос отдельный, они имеют спорный статус. А что касается предприятий того же машиностроительного комплекса, здесь, возможно, стоит говорить даже не о приватизации, а о том, не более ли выгодно пустить в страну иностранных инвесторов, которые создадут заново более эффективные предприятия, на которых будут работать белорусы. Все это очень устарело и имеет свой очень нишевый рынок. И то, настолько Белоруссия в обмен на лояльность имеет особые отношения со странами Таможенного союза. В подобной ситуации нужно не плакать по тому, что есть, а думать, как строить то, что нужно. МАЗ — это не конкурент ни «Катерпиллару», ни даже КамАЗу. Но правильный вопрос не в том, «надо ли нам сделать МАЗ лучше», а «как сделать так, чтобы людей, работающих на МАЗе, занять не менее квалифицированной, но более полезной работой». И единственный правильный ответ: дать иностранцам проинвестировать страну, чтобы всех обеспечить рабочими местами. Думаю, иностранные инвесторы будут в этом заинтересованы. Денег сейчас в мире очень много, их нужно где-то размещать и, если у вас открывается внутренний рынок среднего размера европейской страны, в которой будут защищены права инвесторов и власть даст гарантии иностранным предпринимателям, почему не зайти на этот рынок?

Что касается тревожных высказываний Лукашенко, сложно говорить, с какой целью они делаются, но можно допустить, что он искренне заблуждается и, в общем, понятно, откуда идут эти заблуждения. Складывается впечатление, что у Александра Григорьевича нет ни соответствующего образования, ни культуры, ни способности разобраться в сложных экономических процессах. Он продолжает мыслить категориями среднего чиновника Госплана позднего Советского Союза. И проблема даже не в том, что конкретно он так мыслит, а в том, что за время своего президентства он не создал в стране достаточно мощных институтов экономического развития со специалистами, которые могли бы подсказать ему что-то и где-то остановить. Кажется, Лукашенко не верил, что кто-то лучше него знает, как нужно делать, и это в итоге привело его к интеллектуальному банкротству».

Евгений Гонтмахер, экономист, заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений:

«Белорусская экономика ориентирована в основном на Россию и на постсоветские страны. Сельхозпродукция продукция на Запад особо не идёт. Там есть Польша и Литва, которые осуществляют поставки на европейские рынки. Белоруссия поставляет свою сельхозпродукцию в Россию и частично на Украину. Если взять машиностроительный комплекс, те же самые МАЗы в основном идут на наш российский рынок. Речь идет о том, что, если новым руководством страны будет проводиться политика приватизации, наверное, есть теоретическая опасность, что предприятие будут куплены, перепрофилированы и перестанут выпускать ту продукцию, которая в основном идет в Россию. Как это произошло у нас и в других странах. Просто проводить приватизацию нужно с умом. Такой большой государственный сектор, который сегодня существует в Белоруссии, вряд ли целесообразен, поскольку не особо эффективен. Тот же МАЗ, например, убыточен. А почему это происходит? Потому что там государство. Я практически уверен, что, если это предприятие приватизировать, не меняя профиля, но сменить менеджмент и потихоньку начать смену продукции, можно добиться прибыльности. Мешает неграмотный менеджмент, как мешал в советское время. Ведь, по сути, у них остатки советской промышленности, и за тридцать лет белорусской независимости в этом смысле мало что поменялось. Госплана там, конечно, нет, но планирование и управление очень похожи. Насколько это эффективно, мы уже видели на примере других стран. Приватизация, повторюсь, нужна, но не обвальная, которая наносит ущерб, а разумная и профессиональная. Как будут развиваться события, никто не знает, потому что непонятно, кто придет на смену той команде, которая работает сейчас.

Что касается мировых рынков, здесь ни о каком вытеснении говорить, конечно, не приходится. Единственный продукт у них, который успешно идет на Запад — это IT. Но здесь, я так понимаю, если Лукашенко будет продолжать сопротивляться, желая сохранить власть, этот парк высоких технологий может просто исчезнуть. Айтишники могут просто уехать из страны, если такая ситуация в ней будет долго продолжаться. Если перемены произойдут быстро, сфера IT будет продолжать работать, как работает сейчас».

Автор: Антон Стариков
ТеГИ
Белоруссия, Александр Лукашенко, раздербанить, наследие Советского Союза
Поделиться
Похожие новости