Новость политики

Пентагон признал конец «однополярного» мира, но готов воевать за него

Пентагон признал конец «однополярного» мира, но готов воевать за него

Фото из открытых источников

22.10.2017 в 15:14:00
3801

В Вашингтоне незаметно для многих произошло знаковое событие: американцы признали, наконец, негодность своей стратегии по отношению к России и Китаю, и назвали их «мировыми державами, способными на равных противостоять Соединенным Штатам».  

На этот раз «возмутителем спокойствия» стал Центр стратегических и бюджетных оценок CSBA, влиятельная вашингтонская экспертная структура, специализирующаяся на исследованиях по военному бюджету США и выработке рекомендаций для политиков и военных в формировании оборонной стратегии.

«Стратегия США на случай потенциального военного противостояния с Россией или Китаем неадекватна во вновь наступившей конкуренции великих держав», — приводит РИА Новости выдержку из доклада CSBA, — «Пентагону нужно полностью изменить подход в военном планировании».

Авторы доклада признают растущую мощь и влияние этих держав, уже сегодня способных поставить под вопрос планетарное всемогущество американской империи.

«США больше не могут рассчитывать на безраздельное доминирование в мире, поскольку в последнее время вновь возрождается соперничество великих держав», — указывают эксперты, — «Отношения между США и другими великими державами можно рассматривать как долгосрочную конкуренцию, в которой и Китай, и Россия намерены менять региональные и международные нормы в свою пользу, частично путем подрыва влияния США в их регионе. Их военные стратегии развиваются и включают теперь действия в мирное время».

По мнению авторов доклада, Москва и Пекин могут получить военное преимущество невоенными средствами: с помощью дипломатии, информационных и экономических действий, и «военных операций невысокой интенсивности», не ведущих к прямым масштабным конфликтам с США.

Говоря об «операциях в мирное время», эксперты CSBA признают, что «потенциал России и Китая распространяется далеко за пределы собственно военных операций, и эти державы способны успешно расширять свое влияние в мирное время».

«Обе страны приняли новые военные стратегии, включающие действия и операции в мирное время для достижения долгосрочных амбиций, в том числе и расширение влияния в ближнем зарубежье и подрыв влияния США в регионе», — указывают эксперты, — «Эти многомерные действия в мирное время включают в Китае развитие инфраструктуры и финансовые инвестиции в стратегически важные страны, а в России — контроль над энергопоставками соседям и помощь странам-клиентам, таким как Сирия».

Авторы доклада расценивают эти действия Москвы и Пекина, как часть их общей военной стратегии, под которой понимается совокупность действий, предпринимаемых в мирное время.

«Имеются в виду и  небольшие операции в «серых зонах», спланированные таким образом, чтобы не спровоцировать масштабную военную реакцию США», — поясняют эксперты.

Особую тревогу авторов доклада вызывает «информатизированная война», которую якобы ведут Россия и Китай.

«Такая война предполагает доминирование в информационном пространстве с помощью пропаганды, поддержки третьих сил и военизированных формирований», — отмечают эксперты CSBA, — «Подготовка к крупным конфликтам с противниками, сосредотачивающими основное внимание на достижении и удержании доминирования в информационном пространстве, потребует изменения в оперативных концепциях, военных средствах и структуре сил министерства обороны США».

В докладе подчеркивается, что «Пентагону нужно готовиться к электронным военным действиям и кибератакам, а также к небольшим операциям КНР и РФ в «серых зонах».

В частности, указывается, что «плановые сценарии министерства обороны США должны отражать военные операции низкой интенсивности,  не доходящие до уровня конфликта, к которому традиционно готовятся Вооруженные силы США».

«В противном случае, в условиях, когда великие державы-агрессоры намерены избежать предлога для интенсивного, масштабного военного ответа США, прежнее внимание в военном планировании Пентагона к прошлым масштабным войнам на истощение может привести к созданию вооруженных сил, подготовленных вовсе не для той войны, для которой нужно», — делают вывод авторы доклада.  

Еще раз упомянув о «возобновлении конкуренции великих держав», эксперты предложили Пентагону адаптировать  военное планирование с учетом новых военных стратегий России и Китая.

«Китай и Россия — великие державы со значительными ядерными арсеналами, большими экономиками и военными возможностями, которые в некоторых случаях равны возможностям США», — пишут эксперты, убежденные в том, что сегодня Америка значительно отстает от России и Китая в сфере стратегического военного планирования.

«Опасность заключается в том, что США застряли в эпохе первой войны в Персидском заливе», — говорится в докладе CSBA, — «Уже не работает принятая в 1993 году концепция военного строительства, согласно которой США будут одновременно участвовать в двух крупных военных конфликтах регионального масштаба».

Эксперты, прежде всего, имеют в виду операцию «Буря в пустыне», когда коалиция во главе с США разгромила технически уступавшие ей вооруженные силы Ирака и освободила оккупированный Ираком эмират Кувейт.

«Такой подход давно устарел», — предупреждают авторы доклада, — «Оперативные концепции типа «Бури в пустыне» сейчас представляют собой неадекватный шаблон для будущего военного строительства США, учитывая развитие комплексов, затрудняющих доступ к театру военных действий, а также растущие возможности Китая и России осуществлять стремительную агрессию против соседей».

Сообразив, что «Буря в пустыне» против Китая и России не пройдет, и поговорив о полезности «оптимизации военной стратегии», эксперты CSBA, тем не менее, предложили Пентагону традиционные «рецепты». Среди них — развитие  региональных мобильных сил сдерживания, разработка военной концепции для информационного пространства, и создание систем наземного базирования «с ядерными «возможностями. Последнее наверняка вызовет особенно негативную реакцию в Москве, которая давно предупреждает Вашингтон о том, что развертывание систем двойного назначения, пригодных для тактического ядерного удара, напрямую нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Впрочем, авторы доклада уточняют, что все это «не исключает возможности конвенциональных военных столкновений, к которым тоже нужно быть готовыми».

Что еще рекомендуют эксперты CSBA?

Они предлагают Пентагону разрабатывать не только крупные военные операции, но и целый спектр других операций, включая постоянную региональную ротацию войск, учет «агрессия КНР или РФ в серых зонах», масштабную информационную войну с КНР и Россией. При этом эксперты считают важным учитывать возможность «конфликтов нового поколения» между Россией и бывшими советскими республиками, особенно с Литвой, Латвией и Эстонией.

Для того, чтобы избежать «неприятных последствий», авторы доклада рекомендуют создать региональные силы в Европе и Тихоокеанском регионе.

«Это позволит США устроить горизонтальную эскалацию в противовес нынешней «вертикальной эскалации», основанной на концепции наращивания подкреплений», — пишут эксперты,  — «Вооруженные силы США должны быть мобильными, чтобы силы можно было быстро перебрасывать между разными театрами военных действий».

К безотлагательным мерам эксперты относят и реформирование планов Пентагона по достижению господства в воздухе, усиление систем ПВО на военных судах для действий вблизи берега, внедрение новой концепции «распределенных действий флота», и укрепление противовоздушной обороны авиабаз.

Эксперты по-разному оценивают доклад CSBA, однако преобладает мнение, что предлагаемые авторами меры не позволят Пентагону добиться ощутимого преимущества на потенциальном театре военных действий, поскольку все эти предложения ориентированы на «серые зоны» и ведение «гибридной войны» на локальных территориях. В случае же масштабного прямого военного столкновения между США и Россией, или между США и Китаем, эти меры теряют всякий смысл. А потому главный вывод из этого доклада может заключаться в том, что ставка только на военную мощь США может завести американское руководство в политический. А потом и в военный тупик. Выход из этого тупика только один – развитие равноправных всесторонних отношений с Россией и Китаем, и, главное, отказ от политики «всепланетного жандарма», давно уже доказавшей свою неэффективность и опасность.

Автор: Сергей Антонов
ТеГИ
CSBA, США, Россия, Китай
Поделиться
Похожие новости