Новость политики

Перенос ЕДГ-2020 может спровоцировать противоречие в избирательном законодательстве

Перенос ЕДГ-2020 может спровоцировать противоречие в избирательном законодательстве

http://yur-gazeta.ru

20.04.2020 в 22:34:00
5589

В случае переноса выборов в 2020 году на более поздний срок, в федеральном законодательстве возникает противоречие. Согласно ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав» главы регионов исполняют полномочия до отмены режима повышенной готовности. А в соответствии с ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» срок полномочий губернаторов не может превышать 5 лет

13 сентября 2020 года выборы глав регионов должны пройти в Севастополе, Архангельской, Иркутской области, Чувашии, Еврейской АО, Калужской, Брянской, Ленинградской, Костромской, Тамбовской, Ростовской, Пензенской и Смоленской областях, в Татарстане, Пермском и Краснодарском крае, Камчатском крае, Республике Коми — в единый день голосования (ЕДГ).

В Севастополе, Чувашии, Калужской, Архангельской, Иркутской области, в Камчатском и Пермском крае, в Еврейской автономной области, в Республике Коми действующие губернаторы уже ушли в отставку и вместо них действуют временно исполняющие обязанности глав регионов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных  органов государственной власти субъектов РФ» определяет сроки полномочий губернаторов. В 2020 году сроки полномочий истекают у девяти действующих губернаторов из списка предвыборных регионов.

В случае переноса единого дня голосования с 13 сентября 2020 года на более поздний срок возникает вопрос: на каких правовых основаниях действующие девять губернаторов будут исполнять свои полномочия?

«Основанием для продления сроков губернаторов является положение, что «если срок полномочий действующих органов или депутатов истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы или депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов», — следует из ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав».

Однако при этом «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность», — п.5 ст.18 ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В настоящее время в России действует режим самоизоляции, который не считается военным положением и ЧС. И если перенос единого дня голосования в период угрозы коронавируса кажется вполне обоснованным: это необходимо, чтобы избежать массовых скоплений избирателей на избирательных участках, то вопрос с законностью продления сроков полномочий губернаторов не вполне очевиден.

«У нас вносится очень много поправок в федеральное законодательство. В том числе вносились уже в текущем году правки в ФЗ-67. Безусловно, сейчас есть ограничения для губернаторов на продление их полномочий. Нужно вспомнить, что срок ранее полномочий неоднократно продлевался и переносился, и никакой угрозы легальности таких решений не было. В качестве примера можно вспомнить введение ЕДГ, перенос весенних выборов 2020 года на неопределенный срок, объединение ЕДГ и выборов депутатов Госдумы, которое также происходило переносом дня голосования. Нужно вносить поправки и в ФЗ-67, и в ФЗ-184, и в региональные законодательства», — считает глава Российской ассоциации политических юристов Роман Смирнов.

«Эти поправки будут касаться сроков полномочий, единого дня голосования и оснований для подобного переноса. В данный момент на территории России действует режим повышенной готовности (РПГ), соответственно, указанный РПГ необходимо отразить в соответствующих выборных законах ФЗ-67, ФЗ-184 и соответствующих региональных законах», — предлагает Роман Смирнов.

«Необходимо отразить в законах, что режим повышенной готовности является основанием для переноса выборов и продления срока полномочии выборных должностных лиц», — уточняет собеседник «Московской газеты».

«В случае, если выборы в 2020 году отменят и перенесут ЕДГ на более поздний срок, например, на 2021 год, действующие губернаторы все равно продолжат исполнять свои обязанности», — уверен политический юрист Олег Молчанов.

Как отметил эксперт, «по уставам большинства регионов, полномочия губернатора прекращаются со дня вступления в должность нового губернатора. Однако у президента РФ есть право (не обязанность) назначить врио губернатора в связи с истечением срока полномочий действующего».

«В случае, если действующие главы регионов не получат приставки ВРИО, они могут продлить свои губернаторские полномочия в соответствии с уставом субъекта РФ, если такая норма в уставе прописана, — уточнил Олег Молчанов.

Правда, при этом эксперт затруднился уточнить, во всех ли регионах есть такая возможность.

«Для этого необходимо проанализировать уставы всех субъектов РФ, в который в 2020 году должны пройти выборы губернаторов», — отметил Олег Молчанов.

«Судя по отмене выборов, назначенных до 21 июня, избиркомы уже считают, что у них полномочия переносить дату голосования есть. Если простым языком: голосование отложить можно, в случае отложения голосования полномочия продлеваются. Это напрямую указано в 67-ФЗ, но не очень коррелируется со 184-ФЗ который предусматривает, что срок полномочий устанавливается конституцией (законом) субъекта и не может превышать пять лет», — считает электоральный юрист Ольга Черкезова.

«Федеральным законом от 01.04.2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнен статьей 10.1, определяющей проведение выборов в случае введения режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности. В силу пункта 1 названной статьи при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, референдум, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, участников референдума голосование может быть отложено. Пункт 4 указанной статьи говорит о том, что в случае принятия избирательной комиссией решения об отложении голосования на соответствующих выборах органы и депутаты исполняют свои полномочия до отмены режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации и избрания нового состава указанных органов или депутатов. В настоящее время на территории большинства субъектов РФ введен режим повышенной готовности (РПГ). Таким образ, несмотря на наличие некоторых противоречий, федеральный законодатель предусмотрел возможность отложения голосования и продления полномочий органов и депутатов, подлежащих переизбранию в 2020 году. Но я бы для целостности картинки внесла изменения в 184-ФЗ и уставы субъектов», — предлагает эксперт.

«В случае необходимости у власти не возникнет проблем с принятием в мае 2020 года специальных поправок в федеральное законодательство, продлевающих сроки полномочий на время действия режима повышенной готовности. Как в конце марта Госдума уже оперативно приняла поправки, позволившие Центризбиркому откладывать проведение выборов при наличии угрозы жизни и здоровью или в связи с режимом повышенной готовности», — заявил «Московской газете» директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов.

Автор: Александр Асадчий
ТеГИ
ЕДГ, перенос, противоречие, избирательное законодательство
Поделиться
Похожие новости