Новость политики

Под угрозой тотальных западных санкций ближайшие друзья Москвы могут задуматься об альтернативных партнёрах

Под угрозой тотальных западных санкций ближайшие друзья Москвы могут задуматься об альтернативных партнёрах

коллаж «Московской газеты»

19.02.2022 в 18:04:00
6324

Грядёт «великий исход» союзников России

Международное рейтинговое агентство Moody’s опубликовало свои выводы о том, какие страны СНГ окажутся наиболее пострадавшими в случае, если эскалация вокруг Украины приведёт к действительно жёстким санкциям против России. В пакет этих санкций могут входить в том числе ограничения против финансового и энергетического секторов российской экономики, которые теоретически могут привести к серьёзному экономическому спаду и перебоях в поставках энергоносителей.

По данным аналитиков, наибольший ущерб от такого развития событий могут понести Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова и Армения. Антироссийские санкции могут серьёзно сказаться на положении этих стран, поскольку они крайне зависимы от России в плане финансовых поступлений. В частности, у Таджикистана и Кыргызстана свыше трети всего ВВП составляют переводы от трудовых мигрантов, работающих в РФ. Для Беларуси Россия является крупнейшим торговым партнёром, обеспечивающим почти половину всего экспорта, а Молдова и Армения в большой степени зависят от российского газа и электроэнергии. Эксперты Moody’s подчёркивают, что сценарий, при котором санкции Запада реально приведут к значительному урону российской экономики, они рассматривают как маловероятный, хотя здесь сложно полностью согласиться с такой оценкой. Она основана на том утверждении, что президент РФ Владимир Путин всё-таки не решится на полномасштабное вторжение в Украину, но такой уверенности, если взглянуть на все последние действия Кремля, уже нет.

Между тем, международные аналитики просчитали экономические последствия для зависящих от России постсоветских государств. Эти последствия могут быть самыми плачевными, ведь у перечисленных стран экономики и так достаточно слабые, а их кредитоспособность далеко небезупречна. Если же Россия перестанет быть надёжным рынком для товаров и трудовых ресурсов, а также не сможет сама при необходимости оказать финансовую поддержку своим ближайшим союзникам, могут наступить и масштабные политические последствия. Если Россия более не сможет оказывать реальную поддержку своим сателлитам, их правительства, возможно, попытаются найти других достаточно могущественных партнёров и оживить многовекторную внешнюю политику, которую в разное время пытаются проводить различные постсоветские страны. Скорее всего, страны Центральной Азии будут искать помощи у Китая и Турции, у Беларуси также есть шанс найти в лице Пекина дополнительного союзника, а Молдова, очевидно, уже взяла курс на сближение с Евросоюзом и, в частности, с этнически близкой Румынией.

Однако остаётся открытым вопрос, насколько быстро могут произойти подобные изменения, и готовы ли сами потенциальные покровители оказывать реальную помощь бывшим российским сателлитам, если они об этом попросят.

Самые большие сомнения вызывает Беларусь. С её отношениями с Евросоюзом уже всё понятно – их просто нет, а вот связи с Китаем остаются противоречивыми. Дружбу с Пекином Лукашенко налаживает с 2000-х годов в качестве альтернативы зависимости от России. Китай изначально был заинтересован в Беларуси как в транзитной стране в рамках глобального проекта «шёлкового пути», а также определённо пытается поставить Минск в кредитную зависимость. Но сейчас интерес в транзите товаров через Беларусь угасает как раз из-за разрыва связей с Европой. Везти китайскую продукцию через Беларусь просто некуда. А вот финансовое и промышленное сотрудничество продолжается. Взаимодействие ведётся и в сфере вооружений, где китайские инженеры участвуют в разработке высокотехнологичной военной продукции. Кроме того, в Беларуси Китай ведёт свою излюбленную игру, выдавай Минску кредиты с условием, что значительная часть полученных средств будет потрачена на товары китайского производства. Но в плане товарооборота с Беларусью Китаю до России очень далеко. Однако и это не главное. Лукашенко, неизвестно, по своей ли воле, всё глубже сам увязает в кризисе вокруг Украины. Он уже пообещал, что белорусская армия готова «освобождать» Донбасс вместе с россиянами. Крупнейшие учения российской армии, в которых на Западе видят угрозу вторжения в Украину, также проходят в том числе на белорусской территории. Всё это в случае войны ставит Беларусь в один ряд с Россией перед лицом международного сообщества – обе страны получат статус агрессоров. А Китай напрямую ввязываться в европейские дела не намерен. В Поднебесной разве что словами готовы поддержать российские претензии к Западу, но вряд ли захотят, чтобы санкции по украинской тематике рикошетом били по китайским интересам. Так что если Лукашенко действительно определился, на какой он стороне в этом конфликте, всерьёз рассчитывать на то, что можно будет перебежать под китайский протекторат, не стоит.

С остальными государствами, которые могут опосредованно пострадать от антироссийских санкций Запада, ситуация несколько проще. Молдова и так уже не входит в пул ближайших союзников Москвы. После прихода госпожи Санду на пост президента республики явственно обозначился курс страны на сближение с Евросоюзом, ассоциированным членом которого она уже является. Два фактора, которые удерживают Молдову в некоторой зависимости от России – это поставки газа и российский контингент в Приднестровье. Конфликт из-за поставок газа и их оплаты стал уже перманентным, и здесь Молдова находится в положении не лучше и не хуже, чем вся остальная Европа. ЕС уже выделяет республике помощь на покрытие долгов за энергоносители.

Центральноазиатские республики свою многовекторность также строят хоть и потихоньку, но достаточно давно. Крепнут связи Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана с Турцией. После прихода талибов* к власти в Афганистане Анкара начала активно сотрудничать с Бишкеком и Душанбе в области военной подготовки и безопасности. Кроме того, достаточно сильно турецкое культурное и образовательное влияние на эти республики.

«Оно устанавливается не первый год. В 1992 году Фетхуллах Гюлен призвал молодых турок ехать в Азию, они организовали турецкие лицеи, было выдано 26 тыс. стипендий, была подготовлена новая протурецкая элита. Поддержать этот регион экономически турки особо не могли, не хватало ресурсов. Но в создании надгосударственного проекта они достигли многого: тюркский совет в области культуры ТЮРКСОЙ, который объединяет тюркоязычные страны и регионы России; военные обучаются в турецких военных академиях», — объясняет ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский.

Чисто экономическую помощь Турция и сейчас, возможно, оказать не сможет или сможет в небольшом объёме, потому что в самой Турции наблюдаются значительные сложности с валютной стабильностью и с благосостоянием граждан. Но вот армия у Турции вторая по мощи в НАТО, и военное, а также культурно-идеологическое влияние достаточно много значат. А за инвестиции и финансовую помощь также может взяться Китай.

Остаётся не до конца ясной ситуация с Арменией. У Еревана, в том числе благодаря обширной диаспоре, есть связи с Европой, в особенности с Францией, она ни для кого не является страной-изгоем. Но с ближайшим окружением у республики отношения откровенно враждебные. Речь идёт о Турции и Азербайджане. Впрочем, в последнее время Армения ведёт с Анкарой консультации о нормализации отношений и преодолении исторической неприязни между двумя народами. Эксперты выражают осторожный оптимизм по поводу результатов этих консультаций, но между двумя государствами остаётся слишком много чрезмерно острых тем, включая признание Турцией геноцида армян в начале XX века, принадлежность Карабаха и священной для армян горы Арарат, которая на заре советской власти была отдана турецкой стороне.

Впрочем, тот факт, что именно Анкара стала инициатором возобновления контактов хотя бы на уровне спецпредставителей обеих стран, действительно позволяет надеяться на не очень скорое, но успешное восстановление разрушенных век назад взаимоотношений. Через Турцию и в транспортном, и в политическом смысле укреплять связи с Западом при необходимости было бы гораздо проще.

О том, насколько вероятно введение действительно разрушительных санкций против России, можно будет судить лишь по дальнейшему развитию событий в Донбассе и на украинской границе. Но, как показывает анализ, почти все ближайшие союзники России так или иначе готовят себе «запасные аэродромы» на случай потери Москвой своего влияния. Такое уже однажды было. Как только СССР начал ослаблять хватку, его ближайшие друзья по соцлагерю в считаные годы сменили ориентацию и государственный строй, а теперь большинство из них успешно интегрировались в НАТО, против которого когда-то готовились воевать. Видимо, какие-то неправильные стимулы наша страна выбирает для поддержания своих союзов. Дружба исключительно против кого-то, как показывает исторический опыт, ненадёжна и недолговечна.

 

*талибы, Талибан — запрещённая в РФ террористическая организация.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
союзники, россия, снг, угроза
Поделиться
Похожие новости