Новость политики

Позиция настороженного нейтралитета: почему Грузия не вводит санкции против РФ и визы для россиян

Позиция настороженного нейтралитета: почему Грузия не вводит санкции против РФ и визы для россиян

Фото © «Московская газета»

12.10.2022 в 07:08:00
3431

Несколько оппозиционных депутатов грузинского парламента от партии «Лело» выступили с инициативой ввести визовый режим въезда для граждан России. Сейчас россияне могут до года находиться в Грузии без визы. В новом законопроекте указано, что резкое увеличение потока россиян, прибывающих в страну, провоцирует усиление угроз национальной безопасности, поэтому режим пересечения границы, по мнению авторов инициативы, должен быть ужесточён. Визы предлагается не требовать лишь с тех граждан РФ, которые имеют особые связи с Грузией, например, с ближайших родственников грузинского гражданина. Также парламентарии предложили ввести для пересекающих границу россиян обязательное подписание документа, в котором въезжающие будут подтверждать своё уважение к территориальной целостности Грузии и, в частности, международно-признанный статус Абхазии и региона Цхинвали как частей грузинской территории. РФ с 2008 года признаёт эти регионы в качестве независимых государств Абхазии и Южной Осетии

Настороженные настроения в грузинском обществе усилились в последние недели после того, как в республику хлынул большой поток россиян. По данным Национальной администрации туризма, за сентябрь в страну въехало свыше 160 тысяч граждан России. Грузия приняла на себя один из самых масштабных потоков российских мужчин, которые после 21 сентября решили покинуть РФ из-за частичной мобилизации. Больше 10 дней пробки и огромные очереди наблюдались на единственном наземном российско-грузинском КПП «Верхний Ларс». Из-за наплыва россиян некоторые общественные движения и оппозиционные партии стали призывать власти ужесточить режим пропуска граждан РФ через границу. Митинги с таким требованием даже проходили в центре Тбилиси.

С одной стороны, для 4-миллионного населения Грузии больше ста тысяч граждан соседней страны, ищущих убежища, это действительно большая цифра. Кроме того, у тревоги грузин есть и вполне конкретные политические причины.

После войны 2008 года Грузия утратила контроль над 20% своей территории, а отношения между двумя странами настолько испортились, что уже 14 лет между ними даже не существует официальных дипломатических сношений. Неудивительно, что часть общества и политиков обеспокоены сложившейся на границе ситуацией. Однако действующие власти относятся к происходящему с удивительной сдержанностью. Председатель правящей партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» Ираклий Кобахидзе однозначно заявил, что дополнительные ограничения на границе с Россией вводиться не будут, поскольку правоохранительные органы и без этой меры полностью контролируют ситуацию. Эта позиция выглядит тем более мягкой, что с российской стороны визы для грузин введены в одностороннем порядке ещё в 2000 году.

Представляется, что данная позиция может быть продиктована в том числе экономическими соображениями. Грузия остаётся популярным направлением для зарубежного туризма россиян. За первое полугодие 2022 года страну посетили почти 100 тысяч россиян. Турпоток из России демонстрировал активное восстановление после двухлетнего перерыва из-за пандемии коронавируса и рос даже несмотря на то, что между странами отсутствует авиасообщение. Его восстановление только прорабатывается, а пока добраться до кавказской республики можно лишь наземным или морским путём. Конечно, в условиях международного экономического кризиса терять значимую часть доходов от туризма Тбилиси не хочет. Экономическую мотивацию такой лояльности к россиянам подтвердил грузинский политолог Арчил Сихарулидзе, уточнивший, что от потока российских путешественников в значительной степени зависят приграничные регионы страны.

Ведущий научный сотрудник МГИМО Сергей Маркедонов отметил, что российские туристы ежегодно приносят Грузии доход в размере примерно $3 млрд. Однако, по словам эксперта, у Тбилиси могут быть и другие причины проводить осторожную миграционную политику в отношении россиян. Во-первых, в РФ живёт немало этнических грузин, которые отправляют часть своих доходов родственникам в самой Грузии и могут стать жертвами ответных мер России в случае введения пограничных ограничений. Во-вторых, Маркедонов уверен, что для Грузии важно сохранять и минимальные политические контакты с РФ, хотя бы на неформальном уровне или через посредников. Аналитик указал на потенциальную угрозу межэтнической напряжённости, которую могут представлять национальные меньшинства, исповедующие ислам и проживающие в Аджарии и других грузинских регионах.

Аджария действительно в 1990-е имела все шансы стать третьей сепаратистской территорией, однако власти Грузии с помощью грамотной административной и социально-экономической политики смогли бескровно сохранить контроль над автономией. Сейчас же Россия, а точнее российские власти в республиках Северного Кавказа, могут опосредованно способствовать межэтническому миру и в независимых странах Южного Кавказа, в т.ч. в Грузии, где, как и в России, проживают чеченцы, азербайджанцы и другие народы, имеющие тесные связи со своими соотечественниками по обе стороны госграницы. Маркедонов не исключил, что Тбилиси, вероятно, держит в уме и будущее возможное решение проблемы потерянных территорий Абхазии и Цхинвали, которое без России будет вряд ли возможно.

Этот же комплекс причин, по всей видимости, удерживает Грузию от введения антироссийских санкций по образцу Евросоюза и США. В правительстве Грузии с самого начала СВО объясняли, что любые собственные санкции против РФ нанесут больше вреда самой Грузии, поэтому их введение не имеет смысла. При этом президент страны Саломе Зурабишвили впоследствии подчёркивала, что Грузия участвует во всех международных финансовых санкциях, введенных в отношении России из-за событий на Украине. Однако собственные ограничения страна вводить не намерена. Эта позиция выглядит очень взвешенной и прагматичной, поскольку небольшая по объёму грузинская экономика вряд ли может нанести существенный ущерб РФ даже при полном разрыве любого сотрудничества. Но это не означает, что Грузия отказывается от своего евроатлантического вектора и оказывает Москве хотя бы скрытую поддержку.

Ещё в 2018 году, когда президентом Грузии стала кандидат от «Грузинской мечты» Саломе Зурабишвили, в СМИ распространялся тезис о якобы приходе к власти пророссийского политика. Однако старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев тогда опроверг такое мнение.

Грузия не утрачивает самостоятельности во внешней политике и готова отстаивать своё национальное достоинство. Это показал в том числе межгосударственный скандал, произошедший в 2019 году. Тогда депутат Госдумы Сергей Гаврилов, возглавлявший делегацию российского парламента на международной ассамблее православия в Тбилиси, сел в кресло председателя грузинского парламента, что с учётом бэкграунда двусторонних отношений было воспринято как оскорбление грузинского народа. В центре Тбилиси собрался митинг возмущённых граждан, потребовавших немедленно выдворить российскую делегацию, что и было сделано. Тогда же грузинские власти отказались приносить официальные извинения в связи с оскорблениями в адрес Владимира Путина со стороны грузинского телеведущего, хотя извинений потребовал Кремль. Как раз в ходе этого дипломатического конфликта Россия прекратила авиасообщение с Грузией, не восстановленное до сих пор. Но власти соседней страны на попятную всё равно не пошли.

В целом позиция Грузии и по визам, и по санкциям остаётся достаточно нейтральной…

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
россия, грузия, нейтралитет
Поделиться
Похожие новости