Новость политики

Россия скоро останется без гражданских самолетов и современных компьютеров?

Россия скоро останется без гражданских самолетов и современных компьютеров?

Источник фото: iz.ru

27.02.2022 в 01:40:00
10285

Новые западные санкции распространили на эти сферы

СМИ и общественные деятели выступили сегодня с утверждениями, что усиливающийся конфликт с Западом из-за военной операции на Украине выявил проблемы в импортозамещении в стратегически важных сферах.

В частности, речь идет о микроэлектронике. Тайвань, который является крупнейшим международным производителем микропроцессоров, подтвердил, что намерен присоединиться к международным санкциям в отношении России, а это означает отказ от поставок чипов. 

Речь, к примеру, идет о компании TSMC, на мощностях которой выпускается один из двух отечественных процессоров «Эльбрус». В России пока никак не прокомментировали вопрос переноса производства. Здесь таких предприятий просто нет. Отечественные компьютеры в основном используют госорганы и силовые структуры. 

Кандидат исторических наук, профессор Олег Кузнецов рассказал «Московской газете», что «в современном мире любые международные контракты подлежат обязательному исполнению, иначе мировая экономика рухнет. Понятие форс-мажора при их исполнении никогда не включало в себя войны в третьих странах как условия прекращения исполнения обязательств. Даже пандемия, перекрывшая границы для людей, оставила свободными их для товаров. Следовательно, отказы иностранных контрагентов исполнять свои обязательства по ранее подписанным контрактам, мотивируя это политическими причинами наподобие происходящего на Украине, это прямое и сознательное нарушение правил международного частного права, о существовании которого в современном мире забывают все чаще и чаще, когда речь заходит о переделах сфер геополитического и макроэкономического влияния. В данном случае, как правило, в проигрыше чаще всего оказывается не покупатель, а продавец, который не может вернуть себе оплату за ранее поставленный товар».

Эксперт приводит пример из области спорта: сборная Польши по футболу отказалась ехать в Москву на стыковой матч со сборной России за выход на чемпионат мира-2022 в Катаре, поэтому «ей в соответствии со всеми спортивными правилами будет засчитано техническое поражение. А если этого не случится, то все правила спорта рухнут, и вся существующая на его основе спортиндустрия потеряет свое лицо».

В ситуации с высокотехнологичными электротехническими товарами типа микросхем, по словам эксперта, «многое зависит не только от правительства страны-производителя и его политической воли, но и от позиции правительства той страны, которая является источником сырья для изготовления этой самой продукции. 

«Тайвань ориентирован на китайский рынок сырья, континентальный Китай давно мечтает вернуть Тайвань под свою юрисдикцию не только де-юре, но и де-факто, боевые корабли ВМС КНР уже сейчас находятся в прибрежных водах острова, которые власти КНР считают своими. Континентальный Китай вполне может объявить эмбарго на поставки сырья в Тайвань, и тогда все политические аспекты отказа тайваньских фирм от поставок в Россию отпадут сами собой. В современном мире, когда через использование геополитических инструментов решаются глобальные макроэкономические проблемы, действия экономического или технологического шантажа могут быть обоюдоострыми, крайне сложно сказать, кто порежется первым, а кто вторым, и насколько глубоко...», — пояснил Олег Кузнецов.

Речь также идет о гражданской авиации, попавшей под каток беспрецедентных санкций Евросоюза. Эти ограничения, по данным «Ъ», отныне фактически лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты. Запрещены также новые поставки, техобслуживание и страхование всех самолетов, а уже сданные в лизинг борты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю в течение месяца. По словам экспертов, запрет ремонта и страхования заблокирует даже те самолеты, которыми авиаперевозчики владеют напрямую. Не исключено, что примеру европейцев могут последовать и США. Тогда российский рынок лишится более половины всех гражданских самолетов: это авиалайнеры европейского и американского производства.

В лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании России эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге.

СМИ не исключают, что решение авиакомпании S7 о временном прекращении полетов в Европу 24 февраля может быть связано с опасениями изъятия самолетов.

Общественный деятель, бывший префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь напомнил, что «большинство самолетов у нас импортные, находятся в лизинге». 

«И российский Sukhoi Superjet тоже не сможет работать, потому что двигатель французский, а авионика американская. Через месяц нам будет не на чем летать. А специальные микросхемы скоро перестанут появляться на рынке. У нас не будет микросхем для оружия, для специальной связи. Скоро будет не высокоточное оружие, а болванки со взрывчаткой», — отметил политик в беседе с журналистом Андреем Карауловым.

Караулов считает, что премьер-министр Михаил Мишустин был обязан доложить об этой ситуации президенту перед началом операции.

«В случае с разрывом лизинговых контрактов на поставку в Россию авиационной, сельскохозяйственной и прочей техники действуют так: если поставщик техники в лизинг отказывается от контракта, то вся поставленная, по сути, в долг техника остается у покупателя. Так что в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе прямого ущерба для России не будет. Рынок, особенно высокотехнологичный типа авиационного, — вещь саморегулируемая и не терпящая пустоты, если с него уйдет один продавец, на него практически тут же зайдет второй, так что лизингодатели авиатехники в угоду политической конъюнктуре «стреляют себе в ногу». И сейчас еще не ясно, кто раньше начнет страдать от разрыва контракта — поставщик или покупатель», — подчеркнул Олег Кузнецов.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
санкции, Россия, самолеты, техника
Поделиться
Похожие новости