Новость политики

Визит Шольца в Пекин показал, кто для Китая является важным партнёром

Визит Шольца в Пекин показал, кто для Китая является важным партнёром

Фото: kommersant/ Reuters

05.11.2022 в 14:13:00
5394

Канцлер ФРГ Олаф Шольц побывал с официальным визитом в Пекине, став первым европейским лидером, который встретился с председателем КНР Си Цзиньпином после его переизбрания на третий срок

Встреча прошла в крайне дружественном тоне, который, кажется, во взаимоотношениях Китая и Запада стал редкостью. Си призвал к укреплению двустороннего сотрудничества Китая и Германии на фоне мирового хаоса и выразил уверенность, что оба государства, имеющие большой вес в международных делах, способны сотрудничать на основе взаимного уважения и успешно разрешать возникающие противоречия. Канцлер ФРГ, в свою очередь, отметил важную роль Китая в области борьбы с изменениями климата, обеспечении продовольственной безопасности и помощи беднейшим странам мира, которые оказались не в состоянии расплачиваться по своим долгам.

В своей программной статье, опубликованной в издании Politico незадолго до визита, Олаф Шольц признал, что Китай из-за авторитарных тенденций во власти и политики «нулевой терпимости» к ковиду, ударившей по экономике Поднебесной, уже не тот, что был 5 или 10 лет назад. Однако эти изменения лишь означают, что Европа должна снижать одностороннюю зависимость от КНР, в частности в области информационных технологий, однако равноправное и взаимовыгодное сотрудничество остаётся актуальным.

В Евросоюзе решение Шольца о визите в Пекин вызвало немало критики. О реакции европейских партнёров написало французское издание Le Figaro. В материале отмечается, что в Брюсселе недовольны самостоятельным выстраиванием вектора отношений с Китаем, которым Шольц занялся без учёта мнения партнёров по ЕС. В частности, Франция и часть других членов объединения настаивают на том, что в ряде сфер Китай является скорее не партнёром, а конкурентом или даже соперником, поэтому стратегия отношений должна основываться на компромиссной позиции всех членов Европейского союза.

Однако недовольство партнёров по ЕС не отменяет ни важности произошедшей встречи, ни её вероятного позитивного влияния. Научный сотрудник Китайского института современных международных отношений Сунь Кэцинь пояснил, что встреча Шольца и Си стала результатом работы тех политических сил, которые нацелены на гармонизацию китайско-европейского сотрудничества и в сфере торговли, и по проблемам международной политики. Произошедший визит, по словам эксперта, стал сигналом к снижению эскалации в отношениях между Китаем и Евросоюзом. Это касается в том числе и вопроса Тайваня. Шольц, среди прочего, подтвердил приверженность Германии политике единого Китая, однако добавил, что любое изменение фактического статуса Тайваня должно происходить исключительно мирным путём. Это согласуется с позицией США, однако если в заочном споре с Вашингтоном китайское руководство декларировало готовность решить тайваньский вопрос любыми, в том числе военными методами, то в ответ на замечание канцлера ФРГ возражений и новой волны эскалационной риторики не последовало.

Берлин не ограничился словесными заверениями о партнёрстве и готовности развивать сотрудничество. Немецкие власти также дали согласие на переход в собственность китайской госкомпании Cosco миноритарной доли акций порта Гамбурга. В немецкую делегацию также входили представители крупного бизнеса, которые за закрытыми дверями вели с китайскими коллегами переговоры по своим сферам деятельности. Возможно, вскоре станет известно и о других совместных экономических проектах. Иначе говоря, встреча оказалась как минимум небесполезной для обеих сторон. К тому же она может иметь не только торгово-экономические, но и политические последствия. Директор центра европейских исследований университета Жэньминь Ван Ивэй предположил, что через некоторое время после Шольца в Пекин может прибыть и президент Франции Эммануэль Макрон. Эта череда консультаций может свидетельствовать если не о перезагрузке, то по крайней мере об ощутимом потеплении европейско-китайских отношений.

Как активизация контактов Европы с Китаем отразится на России? Для начала стоит вспомнить, как тот же канцлер Германии реагирует на любые предложения о диалоге с Москвой. Недавно президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Шольц якобы изменил свою позицию и готов начать переговоры с РФ, в том числе по конфликту в Украине. Однако в германском правительстве опровергли слова лидера Турции, отметив, что позиция Шольца не менялась и ни на какие сепаратные переговоры он идти не собирается. В то же время тема России обсуждалась на встрече Шольца и председателя КНР. Сообщается, что Шольц призвал китайскую сторону не поддерживать Москву и занять более жёсткую позицию по отношению к внешнеполитическим действиям Кремля. Неизвестно, что именно на этот призыв ответил Си Цзиньпин, но сам факт обсуждения этой темы показывает, что переговоры велись достаточно откровенно и стороны не избегали острых вопросов. А вот обратную ситуацию, когда Москва призывала бы КНР как-либо изменить свои отношения с западными странами, сложно себе представить – формат нынешних двусторонних отношений РФ и Китая таких призывов и тем более требований со стороны Москвы явно не предполагает.

Но более важным индикатором того, в какую сторону в реальности Китай склоняется в этом противоборстве, является экономика. Китай для Германии является торговым партнёром №1, Германия для Китая – на 4-м месте по товарообороту. И товарооборот этот в обоих направлениях состоит из высокотехнологичной продукции с большой добавленной стоимостью. Германия экспортирует в Поднебесную автомобили, продукцию машиностроительной и химической промышленности, Китай везёт в ФРГ ноутбуки, смартфоны, другую электронику, а также аккумуляторы и полупроводники. Кроме того, как видно на примере сделки с акциями порта Гамбурга, китайцы готовы инвестировать в транспортную инфраструктуру Германии. В то же время Россия для Пекина интересна прежде всего как поставщик сырья, в том числе энергоресурсов. В сентябре на 19% и 10,5% соответственно упали поставки угля и сырой нефти из России в Китай. За весну и лето КНР получила основную выгоду от импорта российских энергоресурсов, поскольку из-за санкций Китай остался единственным крупным покупателем и мог претендовать на немалые скидки, а теперь доля России в энергобалансе Поднебесной возвращается к привычным докризисным значениям.

Вся эта ситуация, в том числе итоги визита в Пекин Олафа Шольца, показывает, кто для Китая является важным партнером, и на что направлен вектор развития внешней политики КНР.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
шольц, пекин, китай
Поделиться
Похожие новости