Новость политики

Зачем Лукашенко расширяет применение смертной казни в Белоруссии, и имеет ли это отношение к России

Зачем Лукашенко расширяет применение смертной казни в Белоруссии, и имеет ли это отношение к России

из открытых источников

18.05.2022 в 19:15:00
2970

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал поправки в Уголовный кодекс, вводящие смертную казнь за «подготовку террористического акта», в отношении, в частности, государственных и общественных деятелей, сообщил «Интерфакс». «Московская газета» обсудила с политологом Алексеем Макаркиным политический смысл этих поправок и возможность возвращения смертной казни в России

«Вспомним сталинские времена, когда была масса уголовных дел по приготовлению покушений на товарища Сталина, при этом всерьёз на него никто не покушался, — напомнил политолог. — В советской традиции, которая в Белоруссии уважается, покушение как террористический акт теперь может пониматься весьма расширительно. Даже если оппозиция будет просто о чём-то говорить, что-то обсуждать и не будет ничего предпринимать всерьёз, дело может дойти до статьи о подготовке теракта».

Речь в подписанных поправках идёт о покушении не только на государственных, но и на общественных деятелей — тем самым президент Белоруссии защищает своих сторонников, заметил эксперт: «Это демонстрация «своим»: мы вас максимально защитим. Если кто-то будет выступать не только против Лукашенко и его окружения, но и против его сторонников — это может повлечь аналогичные по серьёзности последствия. Действие поправок распространяется на очень широкий круг людей».

При всём этом, опасается ли президент Белоруссии покушений конкретно на свою персону?

«Думаю, у Лукашенко есть такие опасения, — считает Алексей Макаркин. — С учётом того, что его реальный рейтинг в Белоруссии невелик — по крайней мере, в крупных городах. Ведь Белоруссия — городская страна. В России есть представление, что Белоруссия — колхоз, поставляющий на рынок РФ свои продукты. Но в реальности это урбанизированное государство. И особых иллюзий по поводу своей популярности в городах у Лукашенко нет, он знает, как к нему относятся. Так что поправки — это двойная возможность подстраховаться: не только защититься от тех людей, которые реально хотят что-то сделать в отношении президента, но и запугать тех, кто просто что-то обсуждает, о чём-то разговаривает. Поскольку теперь эти обсуждения могут быть инкриминированы как приготовления к террористическому акту».

Стоит ли ожидать после белорусского прецедента появления подобных законов или просто введения смертной казни в России?

«Не думаю, что Белоруссия может быть примером и образцом в этом вопросе для России, — отметил эксперт. — Мы давно понимаем, что Белоруссия — это страна, где могут казнить. Речь идёт о том, что теперь появились дополнительные статьи. Смертная казнь за терроризм там уже была, теперь, повторюсь, будет смертная казнь за приготовление террористического акта. Я бы не исключал возможности восстановления смертной казни в России. Допустим, с некой апелляцией по этому поводу к мнению российского общества. Но это сугубо внутрироссийские дела, к Белоруссии это отношения не имеет».

Если же говорить о внутрироссийской ситуации, то возвращение смертной казни зависит от Конституционного суда, который, как показывает опыт, может менять свои решения в зависимости от внешних условий, добавил Алексей Макаркин

«С учётом того, что Россия больше не входит в Совет Европы, и у страны теперь отсутствуют обязательства, которые она принимала в отношении смертной казни, мораторий на ее применение держится только на решении Конституционного суда. Напомню, что у нас проходила кампания по поправкам в Конституцию, говорили о том, что нужно отказаться от международного права, что необходим приоритет национального права. Так что здесь слово за Конституционным судом. Чтобы отказаться от моратория на смертную казнь, надо отказаться от соответствующего решения Конституционного суда. В принципе, это возможно. КС в своей практике исходит из того, что «внешние условия» могут меняться. Поэтому его решение о конституционности или неконституционности чего-либо через какое-то время может быть пересмотрено. Такой прецедент был: выборность глав регионов. В 90-ые годы Конституционный суд решил, что глав регионов надо выбирать. А в «нулевые» (после теракта в Беслане. —Прим. ред.) — что можно и не выбирать. Сославшись на «внешние условия». К тому же, была публикация председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, дающая понять, что такие вещи возможны», — заключил политолог.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лукашенко, смертная казнь, белоруссия
Поделиться
Похожие новости