Новость происшествия

Дельта Волги горит: из-за чего начинаются весенние пожары в заповедниках и не только

Дельта Волги горит: из-за чего начинаются весенние пожары в заповедниках и не только

Пресс-служба Астраханского государственного заповедника

16.03.2023 в 20:20:00
5897

В Астраханском природном заповеднике продолжатся пожары, начавшиеся 15 марта. Как сообщила «Московской газете» пресс-служба заповедника, на данный момент сгорело около 7 000 га, огонь продолжает распространяться внутри территории, частично перекинувшись с речного тростника на лесные площади

«Московская газета» получила подробную сводку о ходе пожара, позволяющую представить процесс его распространения и характер тушения. Также издание поговорило с экспертом по тушению природных пожаров и выяснило, из-за чего они происходят и почему их не удаётся вовремя ликвидировать.

Подробности от заповедника

В Астраханском биосферном заповеднике «Московской газете» рассказали о динамике пожаров.

«По состоянию на 9:30 утра 16.03.2023 природный пожар на острове Блинов на Обжоровском участке заповедника локализован в границах острова Блинов, не распространяется по площади, разрозненные очаги активного горения и тления фиксируются внутри локализованной площади на практически недоступной для тушения с применением наземной и водной техники территории. Лесопожарное формирование заповедника в составе 4 человек, 2 единиц техники (1 пожарный катер, 1 мотолодка с мотопомпой) оставлено на окарауливание и дотушивание. Ориентировочная площадь, пройденная огнем по данному пожару, – 3250 га», – сообщили в пресс-службе заповедника.

При этом ночью с 15 на 16 марта на Обжоровский участок пришёл второй пожар, сообщила пресс-служба.

«В 22.15 по местному времени 15.03.2023 от сотрудника заповедника, находящегося на посту на центральном кордоне №3., поступило сообщение старшему государственному инспектору Кашину А.А. и заместителю директора по охране территории Кудрявцеву И.Ю. о быстро приближающемся с восточной стороны зареве огня. Снятая с тушения действующего в тот момент пожара на острове Блинов группа пожаротушения в составе 6 человек, 3 единиц техники (2 пожарных катера, 1 мотолодка) прибыла на место и обнаружила молниеносный переход огня широким фронтом в 6 км с сопредельной территории на территорию заповедника между кордоном № 1 и №3. Группа приступила к тушению. Место перехода огня с сопредельной территории в заповедник произошло со стороны правого берега протока Старая Протока. На тушение прибыла дополнительная группа 6 человек, 3 единицы техники (2 трактора с емкостями 5 м3, мотолодка с мотопомпой)», – рассказали в заповеднике.

Были запрошены ресурсы пожаротушения по линии ГУ МЧС России по Астраханской области согласно утвержденному плану тушения лесных пожаров, отметили в пресс-службе:

«По состоянию на 01:30 часа 16.03.2023 прибыли 2 группы ПСЧ от ГУ МЧС России по Астраханской области (с. Марфино, пос. Володарский) – 9 человек, 2 единицы техники (пожарные машины), место тушения – северная граница заповедника, защита кордона №3. В районе кордона №1 в тушение введены: трактор МТЗ с емкостью, бульдозер для прокладки минерализованных полос и дорог для проезда техники, мотолодка. В 8.00 часов 16.03.2023 прибыла группа ЛПФ заповедника с Трехизбинского участка (2 человека, 1 единица техники УАЗ «Патриот», 2 УВД) и группа с пожара на о. Блинов (4 чел., 2 ед. техники). По состоянию на 08.00 ч. 16.03.2023 общая группировка тушения по пожару №4 составляла 27 человек, 14 единиц техники. В 9.00 ч 16.03.2023 силы ГУ МЧС России по Астраханской области (9 человек 2 ед. техники) – убыли с места пожара».

Однако, к 19 часам ситуация успела измениться.

«По состоянию на 19.00 ч. 16.03.2023 основные силы пожаротушения стянуты к кордону 2, в район протоков Полдневая и Судачья, где осуществляется тушение пожара с использованием наземного и водного транспорта, а также захлестыванием кромки пожара швабрами и проливом водой (от пожарных емкостей и протянуты линии от мотопомп), – сообщила о характере тушения пресс-служба заповедника. – В 17:30 часов дополнительно в помощь прибыли: пожарно-спасательная часть (с. Марфино) – 6 человек, 2 ед. техники и группа добровольцев из МО «Калининский сельсовет» — 4 человека. Общая группировка пожаротушения в настоящее время: 32 человека, 17 единиц техники (тракторы МТЗ-80 (82) – 2 ед., пожарные катера 4 ед., мотолодки – 5 ед., УАЗ Патриот, Бульдозер, АЦ-1,6-40, ГТМ, приданные силы ПСЧ — 2 АЦ.) В 19.20 ожидается прибытие дополнительных сил ЛПФ заповедника с Дамчикского участка и Управления (г. Астрахань) – 5 человек, 1 ед. техники (УАЗ фургон), 2 мотопомпы».

Ориентировочная площадь, пройденная огнем, составляет порядка 7000 га, в том числе около 350 га – лесная площадь (в основном, непокрытая лесом – гари прошлых лет), заключила пресс-служба Астраханского заповедника.

Вы видали, как горит тростник?

«Главный элемент пожара – тростник, — рассказала пресс-секретарь Астраханского биосферного заповедника Дарья Серёгина. — Лес на территории заповедника тоже есть, мы стараемся его отстаивать. Неизвестно, как будет развиваться ситуация: очень сильный порывистый ветер. Тростник горит совершенно не так как лес: мгновенно вспыхивает, а ветер молниеносно перебрасывает пожар по сухому тростнику, сдерживать огонь очень трудно, пламя перелетает даже через водоёмы – ветер переносит горящие метёлки тростника. Каждый год мы в заповеднике делаем противопожарные разрывы – проводим с помощью трактора широкие полосы от 50 до 500 метров вдоль границ заповедника. Это помогает хоть как-то сдерживать пожар».

В этом году ситуация сложная, горит вся дельта Волги, говорит Дарья Серёгина.

«Наш заповедник – только 5% территории дельты. К тому же, уровень дельты Волги, как и уровень Каспийского моря, понизился, оголяются участки суши, всё зарастает тростником. Пожары происходят весной и осенью, когда начинают отжигать сельскохозяйственные пастбища, а контролировать пал при таком ветре невозможно», — подчеркнула собеседница издания.

Иногда причина возгорания – браконьерские поджоги, отметила Дарья Серёгина.

«Но такие поджоги трудно определить, невозможно доказать, — говорит пресс-секретарь заповедника. — Человек за несколько километров от нас, у какого-нибудь села кинул факел, увидев, что ветер дует в нашу сторону. Чтобы отвлечь наше внимание: мы бежим тушить пожар, а люди пытаются с целью браконьерства ворваться в заповедник с другой стороны, чтобы красть рыбу, убивать животных».

За «ландшафтные» пожары никто не отвечает

За территории природных заповедников и нацпарков отвечают их собственные сотрудники, служба охраны, это нормальная ситуация, они обучены, подготовлены и много лет этим успешно занимаются, сказал «Московской газете» руководитель противопожарного отдела Greenpeace Григорий Куксин. Редкий случай – когда им не удаётся справиться самим, отметил эксперт.

По его словам, «поблема в другом — в том, что огромное количество пожаров в заповедниках, в том числе в Астраханской области, приходит с сопредельных территорий».

«Пока пожар не вошёл в заповедник, его должны тушить не столько даже МЧС, сколько силы региональной противопожарной службы или лесной охраны, если речь идёт о землях лесного фонда, — говорит Григорий Куксин. — Но для этого такие пожары, называемые сейчас «ландшафтными», надо учитывать, признавать. Проблема горящих регионов – Астраханской области, Волгоградской, Ростовской, юга Сибири, Приморья, Забайкалья – в том, что пока пожар не заходит на территорию заповедника или лесного фонда, непонятно, кто его учитывает и признаёт. Региональные власти зачастую делают вид, что ничего не происходит. Плохо организовано взаимодействие на ландшафтных пожарах, пока они не перешли в лесные или на те категории земель, где чётко прописано, кто за что отвечает. Пожары очень быстрые, не хватает времени, чтобы все договорились и согласовали действия по их тушению: кто будет платить, кто на каких деньгах работает. Ландшафтные пожары не входят в порядок пожаров, за которые отвечает МЧС. При этом понятие «ландшафтные пожары» уже два года как закрепилось в законодательстве. Здесь бардака пока очень много. Ни региональные противопожарные службы, ни заповедник не могут тушить на этих землях, это будет нецелевое расходование средств. А когда пожар приходит к границам заповедника, все говорят: это пожар заповедника».

Будем гореть до середины мая, жара – ни при чём

Весенние пожары будут длиться, как минимум, до середины мая, при этом все они будут рукотворного свойства, уверен эксперт.

«Ни одного природного пожара сейчас нет, причина – поджоги травы. Схема борьбы с этими поджогами пока в масштабах страны, к сожалению, не срабатывает. В некоторых регионах траву жгут совершенно официально, хотя Рослесхоз в этом году потребовал отказаться от этой практики. В Забайкалье сначала поджигают траву за государственные деньги, а потом на остатки этих денег пытаются потушить. А в Астрахани траву жгут местные жители», – сказал Григорий Куксин.

Бывают и браконьерские поджоги, отметил эксперт.

«В Астраханском заповеднике хорошо борются с браконьерством, и браконьеры на это обижены, – заметил собеседник «Московской газеты». – Отмечу, что пожары происходят до паводка, до того, как поднимется вода в Волге. И в тех местах, где люди планируют ловить рыбу сетями, в том числе незаконно, они сначала сжигают тростник, чтобы потом, когда поднимется вода, было удобнее ставить сеть. Это очень вредно для нерестилищ – рыбе негде закрепить икру. Но разово повышает улов и простоту процедуры, а потом местные говорят, что это якобы москвичи приехали и выловили всю рыбу».

Истощающее природопользование с постоянным использованием открытого огня, массовых выжиганий – нерешённая проблема, считает эксперт.

«Это полностью незаконно, эти поджоги запрещены, но местные жители их постоянно практикуют, либо для того, чтобы отомстить заповеднику, либо чтобы отвлечь его охрану, либо чтобы ускорить рост травы, либо в целях рыбацкого браконьерства. Порядок тут должен наводить не только заповедник», — подчеркнул Григорий Куксин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
астрахань, заповедник, пожар, трава
Поделиться
Похожие новости