Новость в мире

Ситуация вокруг иранской ядерной программы рискует сместиться к эскалации

Ситуация вокруг иранской ядерной программы рискует сместиться к эскалации

Фото © «Московская газета»

01.09.2025 в 21:30:00
138

Иран и ядерная программа: возвращение инспекторов МАГАТЭ и санкции ООН

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана остается сложной: от частичного возобновления инспекций со стороны МАГАТЭ до желания со стороны Франции, Германии и Великобритании повторного запуска санкций ООН. 

Франция, Германия и Великобритания хотят восстановить санкции ООН

Франция, Германия и Великобритания (так называемая группа E3) в конце августа активировали механизм «snapback», что автоматически запускает процесс возобновления санкций ООН в течение 30 дней, если, по их словам, Иран «не выполнит необходимые обязательства» до конца сентября.

Частичное возвращение инспекторов МАГАТЭ

Конец августа отмечен частичным возвращением инспекторов МАГАТЭ в Иран – впервые с июня. Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси сказал, что восстановление доступа к важнейшим ядерным объектам Ирана все еще находится «в процессе». 

«Я могу сказать, что возвращение инспекторов имеет большое значение. В то же время нам еще предстоит прояснить ряд моментов и решить все вопросы, которые важны с точки зрения инспекций, которые мы должны провести в Иране», — заявил он. 

Краткая история механизма «snapback» и СВПД, позиция США и Европы

Еще в 2015 году между Ираном и постоянными членами Совета Безопасности ООН (Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США), а также Германией был заключен Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). План был единогласно одобрен Советом безопасности в резолюции 2231. Это Соглашение наложило ограничения на ядерную программу Ирана в обмен на снятие санкций ООН, которые Совет ввел в период с 2006 по 2010 год. Соглашение также содержало положение, известное как механизм «snapback», позволяющее любому участнику СВПД вновь ввести санкции ООН в случае «существенного невыполнения» Ираном своих обязательств.

В 2018 году США под руководством первой администрации президента Дональда Трампа в одностороннем порядке вышли из соглашения и ввели санкции против Ирана. В ответ Иран начал постепенно сокращать объем своих обязательств по СВПД.

События 2025 года еще больше усилили напряженность. После возвращения Трампа на пост президента в январе США возобновили политику «максимального давления» на Иран.

В июне Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, в которой Иран был признан «невыполняющим свои обязательства по гарантиям в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)». После последующих ударов Израиля и США по иранским ядерным объектам Тегеран приостановил сотрудничество с МАГАТЭ (однако в конце августа, как было упомянуто ранее, инспектора МАГАТЭ вернулись в Иран, но лишь частично). 

Европейские официальные лица утверждают, что «отсутствие мониторинга в сочетании с запасами высокообогащенного урана в Иране, местонахождение которых после ударов со стороны США и Израиля остается непроверенным, создает угрозу распространения ядерного оружия».

Позиция Ирана

Иран в свою очередь выражает недовольство, называя повторную активацию санкций «незаконной» и потенциально разрушительной для диалога. Еще в письме от 20 июля, направленном СБ ООН, министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что E3 утратили статус участников СВПД в результате «вопиющих нарушений» своих собственных обязательств, в результате чего любое применение механизма «snapback» является «недействительным». Тегеран утверждает, что европейские государства не выполнили обещанные в рамках соглашения экономические обязательства после выхода из него США, а их согласие с США, сохранение ряда санкций и поддержка резолюций МАГАТЭ свидетельствуют об их недобросовестности.

Что будет дальше

Регионовед Никита Сенюшкин отмечает, что ситуация вокруг иранской ядерной программы остается многослойной и напряженной. С одной стороны, частичное возвращение инспекторов МАГАТЭ в страну в августе свидетельствует о сохранении каналов для диалога и определенного уровня сотрудничества. С другой стороны, сама история СВПД подчеркивает глубинный кризис доверия между США с рядом европейских стран и Ираном. 

«Перспективы будущих переговоров будут во многом зависеть от готовности сторон учитывать взаимные интересы и находить компромисс. Пока же динамика указывает на сохраняющийся риск смещения от дипломатии к дальнейшей эскалации», — считает специалист. 

Автор: Никита Сенюшкин
ТеГИ
Иран, ядерная программа, эскалация, дипломатия
Поделиться
Похожие новости