Новость экономики

Эксперты рассказали о рисках для экономики РФ в ближайшие пару лет и перечислили способы борьбы с ними

Эксперты рассказали о рисках для экономики РФ в ближайшие пару лет и перечислили способы борьбы с ними

Фото © «Московская газета»

24.02.2023 в 18:14:00
3175

Несмотря на все санкции, прошлый год российская экономика пережила довольно бодро. О том, какие меры будут предприниматься для сохранения экономической стабильности в этом году, в ходе своего послания Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин. Поставленные президентом задачи перечислил вице-премьер Марат Хуснуллин. Среди приоритетных мер правительства он выделил, в частности, запуск программы льготного арендного жилья для сотрудников военно-промышленных предприятий, финансирование масштабной модернизации сферы ЖКХ, которая позволит улучшить качество предоставляемых населению коммунальных услуг, выделение дополнительных средств регионам на реализацию ключевых инфраструктурных проектов

Однако ряд экспертов указывает на то, что для обеспечения социально-экономической стабильности, помимо перечисленных выше, следует предпринять ещё ряд важных шагов. Экономист Сергей Хестанов в разговоре с «Московской газетой» отметил проблему существенно возросшего дефицита бюджета. «Если в декабре прошлого года его рост укладывался в ожидаемые закономерности, то показатели за январь и первую половину февраля уже откровенно высокие», — сказал эксперт.

Вариантов развития событий просматривается два, прогнозирует экономист: «Первый – маловероятный: это отход от взвешенной бюджетной политики. Напомню, что после кризиса 1998 года, как только экономика начала восстанавливаться, в стране довольно быстро осуществился переход ко взвешенной бюджетной политике. Бюджет стали планировать с низким дефицитом. А в середине 2000-х, когда был образован Стабфонд и было введено бюджетное правило, бюджет планировался уже так, чтобы дефицита в принципе не было. И это продолжалось вплоть до начала текущего года. Работала связка – сбалансированный бюджет и свободный курс рубля. И на этом фоне высокий рост дефицита…мягко говоря, удивляет. Что означает возможный отход от сбалансированной бюджетной политики? Возвращение девальвации рубля и высокой инфляции. Пока, к счастью, дефицит не выглядит критическим, но это при условии, что срочно начнут приниматься меры по его сокращению».

В связи с этим, по словам Сергея Хестанова, просматривается второй вариант развития событий: взвешенный подход к бюджету и принятие мер по борьбе с его дефицитом.

«Во-первых, можно увеличить налоговую нагрузку, чтобы пополнить бюджет, – отметил экономист. – Это уже в какой-то степени происходит. Того предполагаемого роста налогов, который нам анонсирован, недостаточно, чтобы покрыть дефицит бюджета. Но в какой-то степени это его понизит. Правительство уже начало продвигать идею дополнительного налогового сбора. Также идёт процесс, когда вместо нескольких разных налогов вводится единый налоговый платёж. Это упрощает налоговый контроль и жизнь бизнесу: платёж происходит один раз в конце месяца. Параметры дефицита бюджета будут опубликованы в первых числах марта, и, возможно, частично этот рост дефицита имеет техническую природу: налоги перенеслись на конец месяца, и если статистика собирается по состоянию на 15 февраля, то показатель дефицита из-за этого может резко расти. Далее, можно ослабить курс рубля».

Несмотря на все перипетии с санкциями на экспорт нефтепродуктов, доля экспортных доходов в бюджете довольно большая, и в этих условиях любое ослабление рубля влияет на дефицит бюджета, сказал собеседник издания: «Рубль за последние несколько недель ослаб. Парадоксальное его укрепление, которое наблюдалось в середине прошлого года, имеет простую природу: санкции на российский импорт ввели гораздо раньше, чем на экспорт. Экспорт в конце прошлого года был ещё достаточно большим, а импорт в первое время после введения санкций резко упал, то есть, в страну шёл огромный приток валюты, а тратить её не получалось. Как только начал налаживаться параллельный импорт, рубль начал быстро ослабевать».

Наконец, можно сократить бюджетные расходы, но это достаточно болезненно, заметил Сергей Хестанов.

«Это будет торг: профильные министерства и ведомства будут доказывать, что надо сокращать не их, регионы будут лоббировать, по мере сил, свои интересы. В первую очередь под сокращение попадут долгосрочные инфраструктурные проекты. Строили мы десятилетиями железную дорогу в Якутск – будем строить втрое медленнее. Но, я думаю, большого пространства для сокращения расходов нет», – сказал экономист.

Ещё одна мера, по словам эксперта, – увеличить заимствования – в нынешних условиях, в основном на внутреннем рынке.

«Это размещение облигаций федерального займа, – пояснил Сергей Хестанов. – Можно предложить внутреннему рынку большую доходность, но тогда это будут «дорогие деньги». На внутреннем рынке занять можно: у банков достаточно денег, которые они готовы размещать. Но по той доходности, которая уже предлагалась – около 11%, – рынок интереса не проявил. Рынок готов покупать российский долг, но под более высокую ставку».

И, наконец, можно тратить резервы.

«Тот дефицит бюджета, который сейчас есть, ликвидная часть ФНБ покрывает с запасом, — говорит собеседник издания. — Да, у нас действительно не любят «распечатывать кубышку», но обстоятельства бывают всякие. Расходы бюджета – декабрь, январь, половина февраля – растут очень бурно. И если использовать приём линейной экстраполяции – представить, что расходы растут в том темпе, в котором растут сейчас, до конца 2023 года – то уже к осени ФНБ не хватит, чтобы покрыть дефицит бюджета. Но это грубый приём прогнозирования, в краткосрочном периоде обладающий большой погрешностью. Однако, такие вещи, как курс рубля и доходность погашения госбумаг, показывают, что участников рынка беспокоит ситуация с дефицитом бюджета».

Скорее всего, властями будут реализованы все перечисленные меры, считает экономист. По его словам, существует условное понятие «безопасного дефицита бюджета».

«Есть, по крайней мере, надёжный консенсус среди специалистов, что это дефицит в пределах 3%. Но если дефицит будет расти и дальше, это довольно тревожно. Вообще, многие воспринимают дефицит бюджета как скучный бухгалтерский термин. Пока он маленький, так и есть. Но, по сути, дефицит бюджета – это когда государство с трудом справляется со своими обязательствами: особенно чувствительно это воспринимается в социальной сфере – пенсии, пособия, зарплаты бюджетников. Также возникают проблемы у бизнеса и организаций, выполняющих госзаказы. Помните, в 90-ых задерживали пенсии и зарплаты бюджетников, бывали случаи, когда какая-нибудь организация построила дорогу и потом металась, ища недоплаченные за это деньги? Это иллюстрация того, как работает дефицит бюджета. В большом масштабе это явление породило дефолт 98-го года. Это одна из причин взвешенной бюджетной политики, господствующей с 2000-ых», — заключил Сергей Хестанов.

Экономист Игорь Николаев также отметил, что самые серьёзные санкции в отношении российского энергетического экспорта были введены только в минувшем декабре. По его словам, этот факт, а также данные об исполнении бюджета за первые месяцы 2023 года, свидетельствуют о том, что текущий год для отечественной экономики может оказаться сложнее предыдущего.

«Если с весны и до конца прошлого года всё было иначе – думали хуже, а оказалось лучше – то сейчас ситуация меняется. Самые тяжёлые санкции только вступили в силу, и уже по показателям дефицита бюджета по первому месяцу 2023 года понятно, что проблемы с бюджетом будут серьёзные. Плюс, мы видим, как растут бюджетные расходы. Инфляция будет несколько затухшей до апреля, а потом продолжит рост. Если она уложится в однозначную цифру – менее 10% – это будет хороший результат. Но это всё равно будет не маленькая инфляция. Люди это на себе почувствуют. Впрочем, какого-то экономического «обвала» не будет. Все риски уходят на 2024 г.» — рассказал экономист.

2023 год российская экономика пройдёт относительно спокойно, прогнозирует эксперт.

«Есть ФНБ, в его ликвидной части – 6 трлн рублей. Но уже понятно, что по дефициту мы не уложимся в этом году в нынешние 3 трлн рублей: только за январь он составил 1 трлн 760 млрд рублей. Меня удивил последний комментарий Банка России по ситуации с исполнением бюджета в январе, объясняющий её «разовыми факторами». А причина не в разовых факторах, а в том, что вместо планируемой среднегодовой в федеральном бюджете мировой цены за российскую нефть в $70,1 за баррель в декабре-январе мы продавали нефть по $50 за баррель», – объяснил Игорь Николаев.

В процентах от ВВП нынешний дефицит российского бюджета составляет 2%, сообщил собеседник издания: «В денежном выражении – около 3 трлн рублей. Я думаю, что он поднимется к 6 трлн и 4% от ВВП. Может быть, больше. Но это в любом случае хуже, чем ожидалось».

Что делать с дефицитом бюджета?

«Заимствовать на внутреннем рынке чревато рисками для экономики, — отметил экономист. — Остаётся «секвестр», сокращение расходов бюджета. К ситуации конца 90-х годов мы вполне можем прийти, потому что, как говорится, чудес не бывает. Есть ещё, конечно, и такая мера как эмиссионное финансирование бюджета. Просто печатать деньги. Это мера, которая может быть принята в последнюю очередь. Власти неоднократно заявляли, что не рассматривают этот вариант. Но мы живём в такое время, когда ничего исключать нельзя».

В свете возможного секвестра в приоритете будут оборонные расходы, социальные расходы тоже постараются не сокращать, считает эксперт.

«А вот расходы по разделу «национальная экономика» в первую очередь будут подвержены сокращению. Они у нас и сейчас сокращаются, планируется сокращение и на 2024 г., и на 2025 г. Будут «резать» инвестиции в инфраструктуру, в производство. С одной стороны, это безболезненно, с другой стороны, может угнетающе действовать на экономику», — заключил Игорь Николаев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
экономика, россия, прогнозы
Поделиться
Похожие новости