Новость экономики

Каковы первые результаты программы параллельного импорта в России

Каковы первые результаты программы параллельного импорта в России

Фото © «Московская газета»

19.09.2022 в 15:18:00
3380

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров дал прогноз по объёмам ввоза в Россию товаров при помощи механизмов параллельного импорта. По его словам, к концу года общая стоимость такой продукции может составить около $20 млрд

Данные ФТС свидетельствуют, что с середины мая по каналам параллельного импорта было ввезено товаров на $9,4 млрд, и этот поток продолжает нарастать. Однако в словах министра можно усмотреть и осторожность, с которой власти относятся к этому новшеству. Он подчеркнул, что пока действие норм о параллельном импорте продлено только на 2023 год, а затем Минпромторг и другие ведомства будут ещё раз оценивать целесообразность его сохранения. Также Мантуров отметил, что продукция компаний, вернувшихся на российский рынок, из перечня разрешённой к ввозу по параллельному импорту оперативно исключается. Из этих уточнений можно понять, что параллельный импорт, подразумевающий ввоз товаров из третьих стран без согласия производителя или правообладателя, воспринимается именно как мера, от которой откажутся при первой возможности.

Изначально, когда механизм весной этого года только обсуждался, пресса и эксперты относились к нему с большим воодушевлением. Потребителям разъясняли, что параллельный импорт – это не легализация контрафакта и не серый рынок, а вполне легальный канал ввоза продукции, используемый во многих странах. За этими потоками точно так же должна следить таможня, должны заполняться таможенные декларации и осуществляться контроль качества с соответствующим лицензированием. Производители, ушедшие с российского рынка, сами признают, что теряют контроль за продажами своей продукции, а отечественный потребитель будет по-прежнему обеспечен широким ассортиментом электроники, бытовой техники, автомобилей, одежды и косметики.

Впрочем, ряд экспертов с самого начала высказывали озабоченность по поводу защищённости покупателя от подделок. Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов подчёркивал, что полный набор инструментов контроля за оригинальностью поставляемой продукции имеет только производитель и его официальные дистрибьюторы, а при отсутствии такого контроля даже особое внимание госорганов не гарантирует недопуск контрафакта на полки магазинов.

Впоследствии опасения подтвердились. В недавнем сюжете канала «Москва 24» в качестве иллюстрации продемонстрировали знаменитую мягкую акулу из IKEA, копии которой вместо шведов для столичных супермаркетов теперь выпускают китайские производители. Замглавы ФТС Владимир Ивин подтвердил, что рост контрафакта наблюдается в сегментах детских игрушек, одежды, обуви, парфюмерии и даже электроники, хотя смартфоны и наушники подделывать сложнее. Помимо технической сложности производства таких товаров их легко пробить по серийному номеру на сайте официального производителя.

Гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федиков высказался ещё более определённо, назвав параллельный импорт фактической легализацией контрафакта. По словам эксперта, на внутреннем рынке сейчас поддельная продукция продаётся практически бесконтрольно, особенно учитывая бурное развитие интернет-торговли. Роскомнадзор уже хотят наделить полномочиями внесудебной блокировки сайтов, продающих нелегальную продукцию, однако Федиков назвал это самой крайней мерой, а для начала посоветовал властям наладить диалог с бизнесом для совместной выработки решения данной проблемы. Сейчас, по словам Федикова, такого диалога практически нет. При этом ввоз некоторых поддельных товаров, например лекарств, может привести к самым печальным последствиям. Он отметил, что производители оригинальной продукции, покинувшие российский рынок, сейчас не имеют мотивации и возможности судиться в российских судах с производителями подделок, из-за чего данный механизм контроля оказался утрачен.

При таких проблемах в других отраслях неудивительно, что по поводу включения в перечень для параллельного импорта алкоголя уже возникли споры. Минпромторг предложил добавить в список ряд зарубежных марок шампанского, виски и мартини, однако Минфин выступил против этой идеи. В ведомстве сослались именно на высокий риск ввоза контрафакта. Александр Липилин, исполнительный директор компании Fortwine, специализирующейся на импорте европейских вин, считает, что такой риск не просто высок, а практически неизбежен. По его словам, торговые сети активно выступают за ввоз иностранного дорогого алкоголя без согласия производителя, поскольку они нуждаются в пополнении ассортимента, а спрос даже по высоким ценам в условиях дефицита будет. Однако Липилин уверен, что львиная доля алкоголя, ввезённого под знаменитыми брендами, будет поддельной, в связи с чем советует потребителям несколько раз подумать, прежде чем купить бутылочку Hennessy или Jack Daniel’s. Он объясняет, что российский рынок достаточно велик, поэтому наладить поставки через какую-то одну страну не получится. Производитель сразу может заподозрить неладное, если продажи в условной Армении вырастут в несколько раз. Поэтому российские импортёры будут вынуждены постоянно искать новых поставщиков из Турции, Казахстана и многих других стран, чтобы равномерно распределить поставки и избежать аномального всплеска активности на одном направлении. А в таких схемах навреняка захотят поучаствовать и недобросовестные поставщики подделок.

В тех сегментах, где риск нарваться на контрафакт отсутствует, потребителей ожидают могут ожидать другие проблемы. Так, в списке для параллельного импорта значатся многие европейские и американские марки автомобилей. Однако российские дилеры сразу предупредили, что дефицит машин этих марок с помощью такого механизма ликвидировать не удастся, и вообще данная затея – только для богатых. Участники рынка отметили, что при официальных поставках все процедуры по сертификации и оформлению ввозимых автомобилей ложатся на импортёра, теперь же эти временные и денежные затраты придётся взять на себя самим дилерам. Ввозить крупные партии машин в таких условиях экономически невыгодно, поэтому параллельный импорт через третьи страны, скорее всего, будет осуществляться под заказ каждой конкретной модели и оформляться сразу на физлицо – перекупщика или конечного покупателя. Вполне очевидно, что цена машины при такой схеме увеличится довольно существенно, а значит бюджетные модели так никто покупать не будет. Механизм оказывается актуален лишь для люксовых авто, в цене которых плюс-минус миллион рублей большой роли не играет. Кроме того, заводской гарантии на такие автомобили, скорее всего, не будет.

После начала спецоперации и введения международных санкций российский рынок покинуло около тысячи зарубежных компаний, а ещё сотни сократили свою деятельность в РФ. Это отразилось на ассортименте во многих отраслях, а некоторым товарам в принципе оказалось сложно подобрать аналог со схожим соотношением цена/качество. В таких условиях пришлось экстренно искать выход из ситуации. Но первые месяцы работы параллельного импорта показывают, что эта отнюдь не панацея, а вынужденная временная мера. И чем скорее необходимость в ней отпадёт, тем лучше будет и для конечного потребителя, и для российского ритейла.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
программа, параллельный импорт, россия, результаты
Поделиться
Похожие новости