Новость экономики

«Ориентация Восток»: что происходит с китайской экономикой

«Ориентация Восток»: что происходит с китайской экономикой

Фото © «Московская газета»

27.01.2024 в 12:04:00
1548

Для России с учетом политики «поворота на Восток» экономические риски в случае долгосрочного замедления роста экономики Китая становятся более ощутимыми, так как КНР занимает первое место в структуре внешней торговли РФ (доля в российском импорте около 40%, в экспорте около 30%). Состояние китайской экономики может сказаться прежде всего на спросе на российские товары сырьевого экспорта (нефть, газ, металлы, продукция АПК), и тем самым на экспортных и бюджетных доходах. Об этом сообщила «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
Ольга Беленькая

В чем причина наметившегося отставания Китая от США? Какие последствия это может иметь для России?

«В китайской экономике сейчас просматриваются кризисные явления, связанные с рынком недвижимости и кризисом перепроизводства в ряде отраслей. Рост ВВП США, по сути, был простимулирован проблемами в экономиках других стран и изменениями на энергетическом рынке. Так, европейские страны в попытках справиться с зависимостью от российского газа стали покупать дорогой СПГ у американцев, что, конечно, на руку последним. Кроме того, мы часто слышим о росте военных расходов США, о пакетах помощи Украине или поддержке Тайваня. Но на самом деле большая часть денег остается в США и стимулирует внутреннюю экономику. Если эти конфликты приостановятся, будет ли ВВП США дальше так расти — большой вопрос. Россия сотрудничает с Китаем и рядом других стран не из-за высокого ВВП, а потому что у стран есть совпадения в политических, экономических, идеологических вопросах. Пекину просто нужно время для восстановления экономики и решения назревших проблем», — сказал в беседе с «Московской газетой» старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Борис Пивовар.

Не все эксперты, впрочем, склонны согласиться с тем, что китайский колосс начал качаться на своих «глиняных ногах». Хотя нет сомнений, что пандемия существенно подкосила амбиции Пекина в глобальной экономике.

«Уже третий год подряд в мировой экономике отмечается замедление темпов роста. США и Китай, являясь крупнейшими экономиками в мире, безусловно, определяют в будущем надежность и стабильность, позволяя выстраивать долгосрочные экономические планы и вкладывать инвестиции. В отличие от развитых стран высокий рост ВВП государств с формирующимся рынком и развивающихся стран всегда связан с высоким риском. В этой связи мировые прогнозы основываются в первую очередь на флагманах мировой экономики. Однако следует обратить внимание на ряд важных факторов. Во-первых, по оценке Bloomberg, Китай существенно проигрывает США в этой экономической гонке на ближайшие десятилетия. Такая оценка, скорее, выдает желаемое за действительное. Например, мы можем обратить внимание на серьезную конкурентную борьбу США и КНР в международной торговле. Долгое время именно Соединенные Штаты занимали лидирующую позицию, но в определенный момент Китай их обошел. Дональд Трамп, будучи президентом США, пообещал вернуть былые позиции в мировом рейтинге. Однако достичь уменьшения роли и влияния Китая в международной торговле удалось только в рамках торговой войны, развязанной Вашингтоном. Также очень удачно сложились обстоятельства для США в этой борьбе в связи с введением ковидных ограничений. Прокомментировать оценку Bloomberg поспешили многие известные политические деятели и в основном – американские. Например, бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс указал на то, что в Китае наступает «вековая стагнация», характеризующаяся избытком сбережений «на руках» у населения, дефляции, финансовыми затруднениями. Напомню, тот же Лоуренс Саммерс ранее высказывал мысль, что «углубление связей между Ближним Востоком, Россией и Китаем, которые недавно выступили посредниками в сближении Саудовской Аравии и Ирана, является огромным вызовом для США. Существуют риски, связанные со стремлением Вашингтона перестроить цепочки поставок так, чтобы они не были связаны с КНР. При этом менее развитые государства предпочитают сотрудничать именно с Пекином».

В свою очередь министр торговли США Джина Раймондо ранее объясняла, что американские компании разочаровались в Китае как в месте для инвестирования, потому что рисков стало слишком много. По нашему мнению, оценка Bloomberg о Китае направлена на информационную дестабилизацию и это тоже часть конкурентной борьбы со стороны США. Во-вторых, нет сомнения в том, что экономика Китая очень сильно пострадала из-за пандемии COVID-19. Есть и системные проблемы, на которые указывают многие исследователи, в том числе китайские: сокращение экономически активного населения, растущая безработица, дефляция, обуславливающая снижение зарплат в производственном секторе экономики, сложности в строительной отрасли и привлечении инвестиций. Большинство из этих проблем характерны для всех стран без исключения, в том числе и для США. В настоящее время речь идет даже не о том, кто займет первую строчку в рейтинге, а, скорее, как долго эта позиция будет удерживаться. Китай пытается справиться со своими проблемами по-своему. Закрытие информации о сложностях в социально-экономической жизни для всеобщего обозрения — своего рода ответ на постоянные сообщения в мировой прессе об ухудшении ситуации. Не стоит бить тревогу по поводу «смены вех», все страны мира всегда будут отстаивать свои национальные интересы в мировом сообществе. Россия и Китай могут продолжить выстраивать политику взаимовыгодных и дружественных взаимоотношений, если такая политика укладывается в системы национальных интересов государств. Формирование и последующее расширение БРИКС показывает создание нового подхода в выстраивании торгово-экономических и иных связей как для России, так и для Китая», — поделился своим мнением с «Московской газетой» доцент департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин.

В чем проблема с китайской экономикой?

«США и Китай занимают первое и второе место в мире по размеру экономики. Если сравнивать по номинальному ВВП, то США занимают первое место в мире, существенно опережая Китай. Так, по оценке МВФ, в 2023 году ВВП США должен был составить почти $27 трлн (вчера БЭА опубликовало первую оценку в $27,3 трлн), а экономика Китая – $17,7 трлн. Но если сравнивать по ВВП по покупательной способности (ППС), то экономика Китая на первом месте. Однако такое сравнение мало используется при сравнении ВВП по странам, поэтому многие аналитики задаются вопросом, когда КНР догонит США по размеру экономики. Bloomberg сравнивает темпы роста номинального ВВП США и Китая в 2023 году и на основе этого делает вывод, что Китай увеличил отставание от США в экономической гонке. Номинальный рост ВВП учитывает и инфляцию, которая в США сейчас выше, чем в Китае. В реальном выражении рост экономики США составил 2,5%, а экономики Китая 5,2%. Тем не менее прошлый год был весьма удачным для американской экономики: поддержку оказывали сильный потребительский спрос благодаря благоприятным условиям на рынке труда, использованию накопленных сбережений и бюджетным вливаниям. Экономика Китая показала вроде бы неплохой рост, превысив официальную цель (5%), однако это было достигнуто на фоне восстановления после отмены антиковидных ограничений и мер господдержки. Внутренний спрос оставался подавленным, в экономике дефляция (население, по-видимому, изменило свои потребительские привычки после пандемии и стало больше сберегать), продолжается кризис на рынке недвижимости, властям приходится предпринимать меры по сдерживанию оттока капитала и поддержке фондового рынка. Международное рейтинговое агентство Moody’s в конце прошлого года ухудшило прогноз суверенного кредитного рейтинга КНР со «стабильного» до «негативного», отмечая риски, связанные с использованием Китаем финансовых стимулов для поддержки закредитованных местных органов власти и усиливающийся спад в сфере недвижимости. По данным МВФ, в 2022 году долг местных органов власти достиг 92 трлн юаней, или 76% ВВП Китая по сравнению с 62,2% в 2019 году. Moody's ожидает, что рост ВВП Китая замедлится до 4% в 2024-2025 гг. и составит в среднем 3,8% в год в 2026-2030 гг. S&P Global Ratings сравнивает текущую ситуацию в Китае с экономической стагнацией в Японии, после того как в 1991 году там лопнул пузырь на рынке недвижимости. В последнее время стали появляться рассуждения экспертов о рисках «японизации» китайской экономики (но на более низком уровне благосостояния населения). На наш взгляд, это не предопределено – Китай продолжает предпринимать меры по стимулированию экономики. Риски для экономики КНР связаны и с напряженными геополитическими отношениями, которые могут еще обостриться в случае избрания Трампа на следующий срок (он является основным сторонником жестких протекционистских мер в экономике)», — отметила в беседе с «Московской газетой» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Как в этой ситуации лучше поступать России? Выбор сейчас в плане балансирования между Востоком и Западом у страны не особо богат.

«С точки зрения экономики для РФ было бы лучше диверсифицировать внешнеэкономические связи, развивая их не только с Востоком, но и с другими контрагентами. Однако сейчас «поворот на Запад» для Москвы вряд ли возможен по геополитическим причинам. Россия пытается развивать экономическое сотрудничество в направлении Индии, Турции, стран Латинской Америки и Африки», — отметила эксперт.

«Темпы роста ВВП США, во-первых, хорошо смотрятся с учётом более низкой базы 2022 года, во-вторых, часто пересматриваются вниз, в-третьих, обеспечиваются опережающим, иногда кратно, темпом роста госдолга. Это значительно отличает динамику и природу ВВП США от китайской. Соединенные Штаты получили дополнительный импульс благодаря существенному ухудшению бизнес-климата в ЕС и увеличению в этот регион американского импорта, в том числе энергетического. Это как раз иллюстрирует ту ожесточённую борьбу за сохранение доминирования, которую ведет Вашингтон и будет вести дальше. Так что здесь вопрос не в ориентации на какую-то сторону, а в том, чтобы не оказаться в этой борьбе ни мишенью, ни расходным материалом любого из игроков», — считает руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

Читайте также:

Европа, Китай, Россия: кто от кого зависит?

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
Китай, Россия, экономика
Поделиться
Похожие новости