Новость экономики

Ставка ЦБ в 2023 году будет расти? Аналитики «Финам» дали экономические прогнозы на текущий год

Ставка ЦБ в 2023 году будет расти? Аналитики «Финам» дали экономические прогнозы на текущий год

Фото © «Московская газета»

04.01.2023 в 14:51:00
3352

Шок для российской экономики от событий 2022 года оказался значительно мягче, чем ожидалось в начале прошедшей весны, сообщила «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая

«По итогам года мы ожидаем сокращения ВВП менее чем на 3% – по сравнению с апрельским прогнозом ЦБ РФ (-8-10%) можно сказать, что худшие опасения начала года не реализовались, — отметила аналитик. — Основной вклад в сокращение ВВП в 2022 году внесет сокращение конечного потребления домохозяйств, что будет отчасти компенсироваться положительным эффектом от увеличения бюджетных расходов, инерционного роста инвестиций в основной капитал, чистого экспорта (физический объем импорта товаров и услуг в 2022 году сокращается значительно сильнее, чем физический объем экспорта)».

По словам эксперта, устойчивости экономики в 2022 году способствовало несколько факторов.

«Первый — сохранение объемов нефтяного экспорта (с перенаправлением его основных потоков от западных потребителей в Китай, Индию и Турцию) при высоких ценах на энергоресурсы в течение большей части года. Второй — значительное увеличение бюджетных расходов, льготные программы кредитования. Третий — неожиданный рост инвестиций в основной капитал. Четвёртый — сохранение рекордно низкой безработицы, что в ряде отраслей компенсируется режимом неполной занятости. Меры господдержки, в частности, в авиации, строительстве, автопроме, внутреннем туризме, изменение торгово-логистических цепочек, легализация параллельного импорта позволили в той или иной мере смягчить негативный эффект от санкций. Наиболее устойчиво держались строительство, сельское хозяйство, добыча нефти, финансовая и страховая деятельность, пищевая промышленность, производства, связанные с ОПК», — рассказала Ольга Беленькая.

Однако проблемы в экономике и эффект от санкций, контрсанкций и ухода иностранных компаний с российского рынка постепенно накапливаются, отмечают аналитики «Финам».

«Сокращение ненефтегазового экспорта в 2022 году первый вице-премьер А. Белоусов прогнозировал примерно на 17% — говорит Ольга Беленькая. — Это – следствие эмбарго ЕС на металлы, уголь, древесину и продукты ее переработки из России, запрета западных стран на импорт российского золота, расчетных и логистических проблем экспорта продукции АПК и удобрений. По предварительным итогам 2022 года, фиксируется спад в металлургии (производство проката), химии, деревообработке, обвал в производстве автотранспортных средств (из-за прекращения поставок импортных комплектующих), глубокое сокращение оборота розничной торговли, спад оптовой торговли и грузооборота транспорта (здесь сказывается резкое сокращение экспорта «Газпрома» в ЕС). С июля доходы бюджета стали уходить в минус к соответствующему месяцу прошлого года на фоне снижения рублевой цены российской нефти и резкого сокращения экспорта газа. При этом расходы за 11 месяцев 2022 увеличились на 21% (г/г). К концу года Минфин неожиданно повысил прогноз дефицита бюджета на 2022 год с 0,9% ВВП до 2% ВВП».

По прогнозам аналитиков «Финам», ВВП в 2023 году сократится на 2,5-3,5%, ближе к концу года экономика может начать восстановление: «Отрицательный вклад в ВВП в будущем году, как ожидается, будут вносить чистый экспорт (физические объемы импорта восстанавливаются, а экспорта, скорее всего, снизятся) и, вероятно, инвестиции в основной капитал (рост инвестиций в 2022 году на фоне спада экономики носил во многом инерционный характер, ожидавшийся спад может реализоваться позже)».

С точки зрения внешнего спроса ситуация ухудшается – стагнация или рецессия в мировой экономике, вступление в силу европейского эмбарго на нефть в сочетании с потолком цен для морской транспортировки и страхования этого сырья уже сказываются на снижении цен на российскую нефть (а по первым оперативным данным СМИ – и на объемах экспорта) и ослаблении рубля, сообщила Ольга Беленькая.

«С февраля 2023 года предстоит вступление в силу эмбарго ЕС на российские нефтепродукты (также с потолком цен) и потолка цен на газ. Со стороны импорта в Россию большинство непосредственных санкционных рисков, вероятно, уже реализовалось. Новые проблемы могут быть связаны с усилением давления западных стран на третьи страны-посредники в цепочках поставок критического импорта», — добавила аналитик.

В отношении потребительского спроса, возможно, дно спада уже пройдено, но восстановление может идти медленно, а риски дальнейшего падения связаны со сценарием шока со стороны внешнего сектора или возможного обострения военного конфликта, отметила Ольга Беленькая.

«Бизнес постепенно адаптируется к санкциям, перенастраивая производственные, технологические, внешнеторговые и логистические цепочки, но этот процесс далек до завершения. Обсуждаемые властями ограничения на удаленную работу из-за рубежа могут усугубить отмечаемый ЦБ РФ дефицит рабочей силы», — сказала аналитик.

Бюджетная политика останется мягкой, что будет оказывать поддержку внутреннему спросу, хотя рост доли расходов на ОПК и правоохранительную деятельность может в определенной степени нивелировать этот эффект для экономики, прогнозируют в «Финам».

«Инвестиционный спрос, скорее всего, перейдет к сокращению на фоне сократившегося спроса, затруднений в инвестиционном импорте и общей крайне высокой неопределенности. Впрочем, вложения в инфраструктурные проекты (переориентация транспортно-логистических путей, строительство газопроводов в Китай), импортозамещение продолжатся вследствие господдержки», — прогнозируют аналитики.

В 2023 в «Финам» ожидают наиболее трудный период, связанный с сокращением экспорта и инвестиций в основной капитал, ближе к концу года, а в 2024 году может начаться постепенное восстановление: «При этом существенные риски 2023 года для российской экономики связаны с возможной рецессией в мировой экономике, угрозами финансовой стабильности, усилением санкционного давления, в том числе торговых и финансовых ограничений со стороны стран, на данный момент не поддержавших западные санкции, но опасающихся вторичных санкций».

В начале 2023 года ожидается резкое снижение годовых темпов инфляции (возможно, ниже 4%) вследствие эффекта высокой базы начала 2022 года, сообщила Ольга Беленькая.

«Однако инфляционное давление (речь о текущих темпах инфляции) может возрасти вследствие ослабления рубля, расширения бюджетного дефицита, ограничений производственных возможностей. В отношении цен на продукты питания существенное влияние будет иметь урожай будущего года. При этом многое будет зависеть от того, сохранится ли текущая высокая склонность домохозяйств к сбережению (тогда инфляция может оставаться невысокой и в будущем году), или потребление начнет оживать (в этом случае инфляционное давление может проявиться сильнее). Пока мы ожидаем инфляцию в диапазоне 6-7% (прогноз Банка России – 5-7%), основные риски связаны с более существенным ослаблением курса рубля и возможным превышением бюджетного дефицита над плановым значением. В этом случае Банк России, скорее всего, будет реагировать на усиление инфляции и инфляционных ожиданий повышением ключевой ставки», — пояснила Ольга Беленькая.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
центробанк, ставка, прогнозы
Поделиться
Похожие новости