Новость экономики

Вернется ли российская экономика к показателям 90-х годов?

Вернется ли российская экономика к показателям 90-х годов?

Фото © «Московская газета»

14.03.2022 в 16:39:00
3265

После начала российской спецоперации в Украине западный бизнес стремительно уходит из многих отраслей российской экономики, зависящих от импортного сырья и комплектующих. На этом фоне старший экономист МВФ Робин Брукс спрогнозировал сокращение российского ВВП в 2022 году на 30% (по сути, такое сокращение вернет российскую экономику к показателям 1990-1993 годов). ЦБ и Минфин прогнозируют сокращение ВВП в этом году лишь в пределах 8%

В худшем случае российский ВВП в ближайшие годы вряд ли упадет ниже, чем на 15%, сказал в интервью «Московской газете» главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

«Отмечу, что я не видел свежих прогнозов, особенно – нормально сделанных, ни от ЦБ, ни от Минфина. Прямо сейчас я ожидаю падения ВВП на 5% в 2022 году и еще на 1,5% в 2023-м. В сумме 6,5%, пока так. Но есть определенные проблемы. Я не обладаю всей полнотой информации, как санкции и контрсанкции воздействуют на экономику России. Но могу сказать, что в прогнозы еще не включены санкции относительно металлургической продукции. Если учитывать ограничения, дополнительно анонсированные в последние дни, масштаб падения, боюсь, стоит увеличить. Тем не менее, падения ВВП в ближайшие два года ниже 15% я не ожидаю. Но могу сказать, что в мои прогнозы ещё не включены санкции относительно металлургической продукции и издержки ручного управления, на которое фактически перешли власти в регулировании основной экономической деятельностью», – добавил эксперт.

Прогноз касательно возможного сокращения российского ВВП на 30% может опираться на гипотезу о том, что в условиях дефицита комплектующих российские производители, которым правительство запретит поднимать цены, станут снижать производство товаров», — отметил в беседе с корреспондентом «Московской газеты» экономист Дмитрий Прокофьев.

«Сейчас производителям приходится экстренно перенастраивать производительные и технологические цепочки, – рассказал эксперт. – Эти затраты проецируются на стоимость товаров. Но рост цен – это сигнал для рынка: в этой нише есть возможности для бизнеса. Если власти пойдут на ограничение цен, производители и поставщики утратят возможность ориентироваться на такие сигналы. Если нельзя поднять стоимость товара, производители оказываются незаинтересованными в перепроизводстве. Они будут выстраивать своего потенциального покупателя в очередь: кому первому, кому второму, кому третьему что-то отгрузить. Результатом могут стать задержки в поставках и дефицит. А чем больше дефицит, тем больше могут расти, опять же, цены».

По мнению Дмитрия Прокофьева, производителю важен не столько объем выпуска, сколько прибыль: «Вы можете увеличивать выпуск, но вам придется увеличивать и издержки. С другой стороны, вы можете сократить издержки, работать и продавать на минимальных оборотах. Это может быть приемлемо для производителя, но неприемлемо для потребителя».

До такой стадии дело даже не дойдет – по причине отсутствия импортного сырья и комплектующих, которое не удастся ничем заместить, считает экономист-предприниматель Дмитрий Потапенко.

«Наши производители начнут останавливаться в промежутке 2-3 месяцев из-за отсутствия сырья и всего остального, – сказал Потапенко «Московской газете». – В Сети гуляет фраза: «импортозамещение остановилось из-за отсутствия импортных комплектующих». В России товар – импортный или квазиимпортный. Рассчитывать, что Китай начнет нам что-то замещать, не стоит. У нас широкий ассортимент технологического оборудования, но сам рынок – маленький. Для этого рынка Китай ничего делать не будет. Но самое главное, о чем все забыли: Китай и Индия – это только 26% «антиспецоперационной коалиции», а остальная коалиция – 57%. Будет ли Китай рисковать своим основным рынком сбыта? Он будет ждать, когда мы подразоримся, заберет за бесценок наше сырье, материалы и позакрывает наши заводы. И будет прав».

Если говорить о сокращения ВВП, глубину падения, к сожалению, мы пока измерить не можем, отметил экономист.

«Но, если мы исходим из нескольких параметров, в том числе, ставки ЦБ, которую он сейчас оценил в 20%, а в кредитах все выросло под 30% – я думаю, глубина падения будет больше по причине того, что нет механизмов компенсации подобного рода шоков, каких не было в мировой истории. То есть такой механизм один, и мы его не можем обсуждать. Все остальные варианты – попытки нанести макияж отсеченной голове», – полагает собеседник «Московской газеты»

За счет чего ЦБ и Минфин планируют сдержать сокращение ВВП в пределах 8-10%?

«За счет поднятия ключевой ставки. Которое, как я уже сказал, приведет к еще большему сокращение ВВП. Это – дорога в никуда. На любой внешний шок ЦБ и Минфин просто поднимают ставку. В строгом смысле никаких западных антироссийских санкций сейчас нет, а есть решения частных промышленных групп, которые, не подчиняясь никаким государствам, приняли решение об отмене инвестиций в Россию. Много лет я об этом говорил: в мире всем управляют не государства, а финансово-промышленные группы. Они и есть государства, а чиновники – всего лишь «болванчики». У нас привыкли к другой схеме: что государство разрешает тем или иным финансово-промышленным группам работать на своей территории. Потому что российские финансово-промышленные группы, действительно, ничего не решают», – подытожил Дмитрий Потапенко.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
минфин, ввп, экономика
Поделиться
Похожие новости