Буддисты России отмечают восточный Новый год: почему праздник весны встречают зимой, угощаясь молочными продуктами

Во вторник, 5 февраля, российские буддисты встречают праздник Белого месяца или Новый год по восточному календарю. Он восходит к монгольским, тюркским, древним китайским традициям и буддистским ритуалам.
Каждый год дата празднования меняется, потому что привязана к первому новолунию после зимнего солнцестояния. Обычно она выпадает на конец января – начало февраля. В этот день официально отдыхают в Калмыкии, Тыве, Алтайском и Забайкальском краях и Бурятии.
Калмыки, тувинцы, алтайцы и буряты переняли традицию отмечать Новый год по лунному календарю у китайцев. Ранее у кочевых и полукочевых народов считался главным сезонный праздник молочных продуктов. Его отмечали осенью, когда скот давал потомство и много молока. В XIII веке внук Чингисхана, Великий хан Монгольской империи Хубилай и основатель монгольского государства Юань, перенес это празднование на день китайского Нового года.
По традициям китайцев начало гуляний стали определять по лунному календарю, а отмечать праздник в течение месяца. По этим же обычаям кочевники прибавляли себе год к возрасту после вступления в новый год, а не в день рождения. Также праздник стал символизировать приход весны и обновление, хотя, например, в Сибири холода отступают не раньше апреля. После распространения буддизма Восточный новый год получил религиозное значение.
От прежнего праздника «урожая» сохранилось название и угощение. В эти дни едят «белую пищу»: молоко, творог, сыр и сметану. В Калмыкии праздник называют Сагаан Цар, на Алтае — Чага-Байрам, в Тыве — Шагаа, в Бурятии — Сагаалган, что в переводе означает «Белый месяц/праздник».
Восточный новый год в разных регионах отмечают по-разному. У буддистов Бурятии и Забайкальского края подготовка к торжеству похожа на празднование европейского Нового года. Люди стараются завершить начатые дела, убираются, покупают себе обновки и подарки для близких. Кроме того, за два дня до праздника они проходят обряд очищения — Дугжууба. Верующие обтираются салфеткой или кусочком теста из муки и воды. Так они якобы избавляются от негативных мыслей, эмоций и болезней. Затем люди приносят эти кусочки теста и салфетки в дацан (буддистский храм), где их сжигают после молебна на специальном костре.
За день до нового года буддисты украшают алтарь в доме и ставят подношение богам в виде сладостей. Вечером по традиции люди собираются за семейным ужином, на котором желательно отсутствуют мясные блюда.
Считается, что в день празднования богиня Лхамо спускается в мир людей и считает тех, кого ей предстоит защищать в этом году. При этом она якобы может принять спящих за мертвых, поэтому люди стараются встать пораньше. С утра во всех буддистских храмах начинается торжественный молебен. Младшие идут поздравлять старших — бабушек и дедушек. На стол подают мясные блюда и молочные продукты. Весь следующий месяц люди ходят по гостям к родственникам и друзьям и дарят подарки.
-
Об этом «Московской газете» рассказали участники XXI съезда политической партии ...14.12.2019 в 15:37:00191
-
Депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова прокомментировала инцидент в Саратовской областной Думе14.12.2019 в 13:40:001369
-
Массовая аудитория могла бы проникнуться симпатией к Украине13.12.2019 в 17:12:00390
-
В столичном районе Чертаново только что ликвидирован крупный пожар, который начался после того, как на одном из скл...13.12.2019 в 16:38:00312
-
Как сообщил руководитель клуба, вчера в помещении отключили электричество13.12.2019 в 14:30:00715
-
А со зданиями, ранее находившимися в ведении учреждения, происходят странные вещи12.12.2019 в 17:00:00833