Новость культуры

Инвестиции в искусство: кто сейчас покупает картины и выгодно ли это

Инвестиции в искусство: кто сейчас покупает картины и выгодно ли это

Фото © «Московская газета»

27.01.2025 в 11:34:00
366

Даже в современных реалиях инвестировать можно не только в валюту и недвижимость, — есть и такая непреходящая ценность, как искусство. Кто в России покупает произведения живописи и как предугадать, вырастут ли они в цене?

Однозначно сформировать портрет покупателя картин в современной России непросто, однако можно выделить ряд категорий людей, коллекционирующих картины современных художников чаще остальных, рассказала «Московской газете» куратор галереи современного искусства Askeri Gallery Виктория Максимова (Москва).

«При этом всех объединяет то, что базовые потребности коллекционеров в виде потребности в безопасности, жилье, путешествиях и других благах закрыты. Если говорить о портрете нашего покупателя, то чаще всего это молодой начинающий коллекционер, интересующийся современным искусством. Так как на онлайн-платформе цены варьируются в среднем от 5000 руб. до 1 000 000 руб., молодые люди могут себе позволить предметы роскоши в виде произведений. Также часто поступают запросы от организаций на декорирование интерьера офисных помещений или формирования корпоративных подарков.

Третья категория покупателей – это предприниматели малого бизнеса, приобретающие искусство в интерьер своей квартиры или в подарок близким. Наиболее распространенная часть покупателей – это бизнесмены среднего и крупного звена и члены их семей. Чаще всего искусство для них – это имиджевая история. Картины известных художников они располагают в своих дизайнерских особняках. Помимо этого, регулярным запросом от бизнесменов является наполнение искусством их рабочих пространств и формирование корпоративных подарков для топ-менеджмента и других сотрудников. Также часто покупка произведения для них является инвестицией. За последний год ряды коллекционеров пополнили селебрити и инфлюэнсеры. Они руководствуются теми же принципами при покупке произведений.

Следующей категорией коллекционеров являются молодые люди среднего достатка в диапазоне от 25 до 50 лет, приобретающие искусство для себя и в качестве подарка родным.

Выводы: основная категория покупателей — люди в возрасте от 35 до 55 лет. Молодёжь (25–35 лет) также начинает проявлять интерес к современному искусству. Это преимущественно люди с высоким уровнем дохода: владельцы бизнеса, топ-менеджеры, инвесторы, представители свободных профессий (например, IT-специалисты). Покупателями часто являются предприниматели, профессионалы из креативных индустрий, юристы, врачи, а также коллекционеры и инвесторы. С каждым годом интерес к произведениям современных художников растет, покупателей становится больше. Пандемия привела к росту онлайн-продаж и увеличению интереса к инвестициям в искусство», — рассказала Виктория Максимова.

На данном этапе число коллекционеров, покупающих современное искусство в качестве инвестиции, значительно меньше, так как арт-рынок еще не развит, как в западных странах, отметила куратор галереи.

«Есть риски такого инвестирования: высокая волатильность цен, отсутствие прозрачности рынка (оценка может быть субъективной), низкая ликвидность (картина может долго не находить покупателя). С другой стороны, есть критерии выбора картин с перспективой роста. Во-первых, это имя художника: это должны быть известные художники или те, чья популярность растёт. Второй критерий — качество и техника: уровень исполнения произведения, уникальность и инновационность.

Ценность современного художника, безусловно, определяется наличием у него собственного визуального языка. Однажды увидев картину такого художника, вы не сможете перепутать или забыть его манеру письма.

Третий критерий — художественное направление: Трендовые стили — это современные трактовки реализма, минимализма, импрессионизма, модернизма, сюрреализма и других жанров, то есть — ультрасовременное искусство. Четвёртый критерий — провенанс (история картины): подтверждённое происхождение, участие в выставках, принадлежность к известным коллекциям. Пятый критерий — редкость: лимитированные серии или уникальные работы. Большие суммы покупатели готовы отдавать за известных мастеров», — рассказала Виктория Максимова.

Востребованность молодых художников стремительно растет, так как цены на их работы варьируются в комфортном диапазоне и тоже активно растут, отметила куратор галереи.

«Коллекционеры могут отследить увеличение стоимости в течение года и увидеть быстрый рост цен, что является привлекательным фактором для приобретения работ. Цены на молодых художников варьируются в диапазоне от 300 000 руб. до 1 500 000 руб., а в интернете — от 15 000 руб. до 300 000 руб. Стоимость работ известных мастеров начинается от 1 500 000 руб. и достигает 50 000 000 руб. Стоимость на работы известных мастеров на онлайн-платформе начинается от 500 000 руб. и заканчивается 3 500 000 руб. Каждый год стоимость картины растёт приблизительно в пределах 10%, на онлайн-платформе — в пределах 5%», — сказала собеседница «Московской газеты».

Живопись является одним из важных инвестиционных инструментов, начиная с 19 века, но здесь очень много «подводных камней», рассказал «Московской газете» коллекционер, член Совета Гильдии маркетологов Владимир Назаров.

«Многие используют живопись как тезаврационный инструмент. Тезаврация — это просто накопление сокровищ. Человек покупает картину классика, вешает её у себя дома, и она долгое время не принадлежит никому, кроме её владельца, и не приносит прибыли. Но рано или поздно, пусть через 50 или 100 лет, картина выходит на рынок и обретает финансовую привлекательность. И если это подлинная картина, а не подделка, через какое-то время она будет стоить гораздо больше, чем тогда, когда человек или финансовая структура, фирма её приобрели.

Хорошая картина дорожает где-то на 5% в год, но отдельные экземпляры, произведения признанных мастеров прибавляют в цене до 10%. Здесь очень важно, чтобы у произведения живописи был хорошая история появление картины и владения ей. К сожалению, зачастую эта история доказывает, что картина — искусно выполненная подделка. Я лично, не являясь экспертом в живописи, вряд ли отличу, например, картину художника Льва Лагорио от хорошей подделки. И даже эксперты очень часто ошибаются. А бывает и так, что эти ошибки оказываются намеренными. Вспомним известное дело Преображенских, четы антикваров, продававших поддельные картины. Подделки были реализованы за миллионы долларов. В 2010-ых годы по России прокатилась волна подделок в области живописи. Недобросовестные арт-дилеры покупали, например, во Франции картины художников-барбизонцев за 2-3 тыс. евро, привозили в Россию, после чего грамотный художник переделывал эти картины под реалии России или Украины, после чего они продавалась коллекционерам как картины русских передвижников второго ряда. После этого многие арт-дилеры прекратили заниматься искусством, а многие коллекционеры прекратили собирать картины. На сегодняшний день я бы оценил количество подделок или сомнительных картин на этом рынке, особенно в «сером» сегменте, в 20%. Инвестировать в произведение искусства стоит в том случае, если вы уверены в подлинности картины, и эта уверенность основана на оценках экспертов», — пояснил Владимир Назаров.

Искусство — сложный вид инвестиций, подчеркнул эксперт.

«Я лично приобретаю картины не как инвестиционный инструмент, а как источник эстетического удовольствия, не надеясь, что через 5-10 лет они будут стоить дороже тех относительно небольших денег, которые я заплатил за них сегодня. Другое дело, когда российский миллиардер купил у торговца искусством картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира», а потом продал её на аукционе Christies в Нью-Йорке за 450 млн долларов. Если картина точно принадлежит кисти, например, Айвазовского или Шишкина, через несколько лет её стоимость гарантированно вырастет. Точно так же дорожают работы современных западных художников первого ряда, которые зачастую стоят дороже картин старых мастеров, художников эпохи Ренессанса. Да, это модно, это в тренде и стоит бешеных денег. За работу художника Дэмиена Херста «Невозможность смерти в сознании живущего», представляющую собой акулу в резервуаре с формальдегидом, в своё время была продана за 12 млн долларов. Картина художника Роберта Раймана, представляющая собой пустой холст, была продана за 1 млн евро. Совсем недавно китайский коллекционер Джастин Сан купил арт-объект авторства итальянского художника Маурицио Каттелано, представлявший собой приклеенный скотчем к стене банан, за 6,2 млн долларов (а потом съел его, — прим. авт.). Если вы или я приклеим к стене скотчем крест-накрест большой грейпфрут, никто не купит его у нас и за 20 долларов. Здесь играет большую роль имя художника, а также то, что всё это — так называемое концептуальное искусство. Под каждую такую картину подводится какая-то концепция, каждой картине даётся, как правило, заумное название. И люди, которые их покупают, понимают или делают вид, что понимают некую глубокую идею, в них заложенную. Я же считаю, что здесь мы видим вершины не столько живописи, сколько искусства маркетинга», — заключил Владимир Назаров.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
инвестиции, коллекции, искусство
Поделиться
Похожие новости