Новость культуры

В России доля пиратских кинопоказов за месяц выросла в 8 раз

В России доля пиратских кинопоказов за месяц выросла в 8 раз

Фото © «Московская газета»

22.07.2022 в 19:25:00
1862

Когда-то Михаил Жванецкий удивлялся, как можно рассуждать о крахе Голливуда, не видя ни одного его фильма. Советская история вернулась. Уже пять месяцев прошло с момента объявления эмбарго на прокат в России продукции голливудских студий-мейджоров

Кинопрокатчики из-за падения зрительского интереса грустят: сборы в российских кинотеатрах, согласно «Бюллетеню кинопрокатчика», упали примерно на 70% за год, в августе доля неработающих кинозалов может достигнуть половины от всего числа российских площадок.

Однако кто-то в России если не доволен, то не видит в отсутствии западного кино чего-то плохого. Так, член комитета Госдумы по международным делам Виталий Милонов призвал «плевать» на интересы западных правообладателей: «Учитывая отношение Запада к России, можно запросто пренебречь интеллектуальным правом собственности на западную продукцию. Плевать абсолютно на их интересы! Всё привозить, конечно, не стоит – следует вводить жесткую цензуру, точно также как Запад вводит цензуру на российскую культуру».

Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов также уверен: «Потеря для нас невелика – в любом случае видно, как за последние несколько лет западный кинематограф изжил себя. В прокат выходило все меньше и меньше фильмов, наполненных новыми идеями и смыслами – все чаще на экранах мелькали ремейки и сиквелы успешных картин прошлых лет». К тому же, по его мнению, «западная идеология начала повально диктовать сомнительные ценности, которые идут вразрез с нормами жизни, принятыми в России – поэтому культурных потерь нам ждать уж точно не приходится».

Как быть в этой ситуации государству? Недавно спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выступил с инициативой введения в качестве способа спасения российских киносетей «параллельный прокат или принудительное лицензирование фильмов».

Возможно, Швыдкой вспомнил, как в последние годы cоветской власти у нас, бывало, не показывали в кинотеатрах ни Феллини, ни Пазолини, ни Бертолуччи, но копии фильмов как-то попадали в СССР. Их смотрели на так называемых «закрытых показах» в «киноклубах».

Руководитель центра «Региональные исследования», социолог Дмитрий Лобойко признает, что «отечественный кинематограф не способен генерировать зрительский трафик, достаточный для рентабельности мультиплексов». Однако и «предложение наладить во имя спасения кинотеатров параллельный импорт или, иными словами, пиратское использование зарубежных фильмов» – идея не такая простая.

Швыдкой, по мнению социолога, предлагает решить проблему формирующегося «культурного изоляционизма». Оставить массового зрителя без западных фильмов означало бы усилить и без того колоссальный культурный разрыв между россиянами и всем остальным миром. Это значит променять общечеловеческие, универсальные ценности на пропагандистский суррогат».

Гибатдинов, напротив, считает, что российское кино западному уже не уступает. Он обнаружил, что наш кинематограф «вышел на абсолютно новый уровень качества – регулярно на экраны выходят новые проекты, которые удивляют своим профессиональным подходом к режиссуре».

«Без зарубежных фильмов мы не только обойдемся, но и приобретем гораздо большее – стоит ожидать, что в ближайшее время начнется новая веха развития киноиндустрии в России», — отметил сенатор.

Сами кинопрокатчики про новую веху, судя по всему, не слышали. В апреле Ассоциация владельцев кинотеатров, реагируя на вновь возникшее явление, на своем сайте осуждала «практику незаконной демонстрации фильмов в российских кинотеатрах и призывала всё профессиональное киносообщество к недопущению» этого.

«Незаконная публичная демонстрация пиратских, а точнее и правильнее – ворованных^ копий фильмов в кинотеатрах выводит российский бизнес кинотеатров из правового поля и возвращает нас в темные времена нелегального бизнеса 90-х годов прошлого столетия», — говорилось в обращении.

Сейчас ситуация изменилась. В последние недели, пока Швыдкой рассуждает, кинопрокатчики потихоньку осваивают нелегальную демонстрацию фильмов — это, своего рода, «параллельный импорт». Согласно данным «Бюллетеня кинопрокатчика», который ссылается на председателя той же Ассоциации владельцев кинотеатров Алексея Воронкова, в июле число таких площадок против июня выросло в 8 раз. В июле за демонстрацией нелегальных копий фильмов было замечено 127, а в июне только 16 киноплощадок.

«Я даже не могу сейчас осуждать кинотеатры, балующиеся торрент-показами. Это не желание заработать, а стремление выжить. На сегодняшний день волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте и будет только расти», — говорит он.

Тем не менее социологи утверждают, что россияне готовы променять Голливуд на отечественные фильмы. Согласно исследованиям центра социального проектирования «Платформа», почти 70% опрошенных зрителей считают, что российское кино сможет дать сопоставимые по качеству продукты.

ТеГИ
россия, кино, кинопоказ, пиратство
Поделиться
Похожие новости