Новость общества

2024 год может стать непростым для российского авторынка

2024 год может стать непростым для российского авторынка

Фото © «Московская газета»

19.01.2024 в 09:23:00
2982

В начале 2024 года на российском авторынке упал спрос на новые автомобили и вырос – на авто с пробегом 3-5 лет. Эта ситуация изменится в течение года, а сейчас дилеры будут распродавать избыток новых автомобилей по выгодным для клиентов условиям, сообщили «Московской газете» в ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр». Покупать новую машину становится всё сложнее, считает автоэксперт Юлия Каблинова. Лидером продаж остаётся отечественный автопром, отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В «Автодоме» рассказали, с какими автозапчастями сейчас наблюдаются проблемы

Развитие отечественного автомобильного рынка в 2024 году продолжится, он не будет стагнировать, сказал в беседе с «Московской газетой» ведущий аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

«Лидером продаж может остаться АвтоВАЗ, о смещении которого с первого места говорят уже не первый год. Однако этого не происходит. Это не вызывает удивления потому, что компания уже давно не является тем автопроизводителем, которым она была несколько десятилетий назад. С тех пор она изменилась, причем кардинально, прошла различные испытания, улучшила качество, сохранила и укрепила производственную базу».

Из числа иностранных автомобилей на отечественном авторынке в 2024 году наиболее продаваемыми могут стать автомобили из КНР, там их выпуском занимаются несколько десятков компаний и пока не все пришли на российский рынок, отметил Дмитрий Баранов.

«Высокая конкуренция на отечественном автомобильном рынке не только требует разнообразия моделей автомобилей и их высокого качества, но и дополнительных вложений в него, — заметил аналитик. — Так что продать в России больше автомобилей смогут те иностранные автопроизводители, которые предложат потребителям разные модели по привлекательным ценам, развернут сеть сервисного обслуживания и продаж, возможно даже организуют здесь свои производства».

Автомобили брендов, которые прекратили работу в России, могут остаться в числе самых продаваемых, и способов для этого несколько, отметил аналитик:

«Во-первых, это продажа таких автомобилей на вторичном рынке, то есть с пробегом. А во-вторых, поставки из третьих стран — как в готовом виде, так и в виде различных деталей и узлов с последующей их сборкой. Государство в 2024 году продолжит поддерживать автомобильный рынок, при этом как автопроизводителей, предоставляя им различные льготы, так и потребителей, реализуя программы стимулирования спроса».

После повышения ключевой ставки в октябре до 15%, а в декабре до 16%, спрос на автомобили существенно снизился, сообщили «Московской газете» в ГК «Автодом»:

«Это совпало с ликвидацией дефицита автомобилей и увеличением планов автопроизводителей по продажам. Слияние этих факторов привело к образованию излишних запасов на складах дилерских центров. Снижение спроса нивелируется остановкой роста цен и предоставлением дилерами дополнительных привилегий клиентам. В ситуации профицита приходит «рынок покупателя», сейчас удачное время для приобретения автомобиля».

Если на первичном рынке наблюдается профицит автомобилей, на рынке авто с пробегом ситуация противоположная, отметили в пресс-службе компании.

«Увеличение утилизационного сбора вызвало дефицит предложения, который усугубился увеличением среднего срока владения автомобилем. Максимальный спрос наблюдается в сегменте автомобилей возрастом 3-5 лет. Они в большинстве случаев имеют приемлемый пробег для покупателей, хорошее техническое состояние и наличие запасных частей для эксплуатации. Дефицит предложения в 2024 году снизится за счет китайских авто с пробегом, но вряд ли будет преодолен до конца года», — сообщили в пресс-службе ГК «Автодом».

Нехватка запасных частей, образовавшаяся в 2022 году, ликвидирована в прошлом году, отметили в группе компаний:

«Запасные части практически для всех премиальных марок поставляются по налаженным логистическим каналам. Фильтры, колесные диски, тормозные колодки, лобовые стекла, фары, бамперы и многие другие расходные материалы всегда в наличии. Однако сложности сохраняются с поставками некоторых кузовных запчастей и сложных узлов, таких как: агрегаты трансмиссии, головки блока цилиндров, двигатели в сборе. Поставка таких комплектующих может занимать до шести месяцев».

В конце 2023 года наблюдалось незначительное падение продаж новых автомобилей, так как потенциальные покупатели ожидали снижения цен и новогодних скидок, рассказали в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр»:

«В январе-феврале рынок стабилизируется, а уже через несколько месяцев ожидается рост спроса на автомобили, что позволит продать от 1,2 до 1,4 млн новых машин за 2024 год. У дилеров остается запас, но он незначительный, так как очередная партия китайских автомобилей поступит в РФ только в марте».

За 2023 год россияне купили почти 6 млн авто с пробегом, что на 17% больше, чем в 2022 году, сообщили в «АвтоСпецЦентре»:

«Наибольшим спросом на вторичном рынке пользовались отечественные и европейские автомобили, однако доля китайских брендов постепенно растет. Дефицита запчастей в России нет, так как все необходимые компоненты продолжают поступать».

Говорить о серьезном падении продаж пока рано, прошло только две недели наступившего года, сказала «Московской газете» автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.

«Первая неделя по показателям продаж, кстати, в 2,3 раза превзошла результат за 1-ю неделю 2023 года. Самым популярным автомобилем с пробегом в 2023 году стал Ford Focus. Также хорошо продавались Kia Rio и Hyundai Solaris, BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Volkswagen, также Lada Priora, Lada Granta и Lada 2114 Samara», — сообщила автоэксперт.

При этом, словам представителя «Синих ведёрок», по итогам 2023 года был установлен абсолютный исторический максимум по объему выдач автокредитов:

«За 12 месяцев 2023 года он составил 1 539 млрд руб., что превышает объемы выдач в 2022 и 2021 гг. Сейчас ставка Центробанка находится на высоком уровне, брать кредит под автомобиль, мягко говоря, затруднительно – 30% годовых всё-таки. Параллельный импорт тоже не дёшев из-за повышения утильсбора. Не устают нас радовать и новыми штрафами, появился еще один – за нарушения на трамвайной остановке. Отказались от идеи притормозить с подорожанием парковок, так что пока все складывается так, что покупать машину становится все дороже и проблемнее. Нагрузка на автовладельцев растет колоссально, а выбрать хорошую машину с пробегом все сложнее, так как с хорошими автомобилем в текущих обстоятельствах народ расставаться не спешит».

2024 год будет непростым для российского авторынка, считает Юлия Каблинова:

«Что касается запчастей, то тут все не так ужасно, хотя они стали дороже и ждать их стало дольше. Тем не менее буквально на днях я меняла насос гидроусилителя для Audi, на это ушло всего три дня. Правда, это и не оригинал, но вполне себе достойный корейский производитель. Основные сложности есть с какими-то редкими запчастями, но тут вопрос не в их абсолютной недоступности, а во времени ожидания и деньгах».

Рост продаж новых автомобилей возможен, хотя бы потому что дилеры будут реализовывать их излишки, идя навстречу покупателю. Но не стоит забывать, что ремонтировать продукцию китайского автопрома непросто. А сегмент в меру подержанных авто западного, японского, корейского и российского производства ограничен, да и тут не все запчасти легкодоступны. По сути, выбор для российского покупателя стоит в основном между китайской и некитайской продукцией. Но, учитывая то, как выросла ставка автокредитования, возможен и другой выбор. Как говорится, иметь или не иметь.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авторынок, автомобиль, спрос
Поделиться
Похожие новости