Новость общества

Байконур в зоне турбулентности. Будет ли Россия сохранять контроль над своим старейшим космодромом?

Байконур в зоне турбулентности. Будет ли Россия сохранять контроль над своим старейшим космодромом?

фото с сайта roscosmos

13.07.2022 в 17:19:00
4681

Глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что после запуска второй очереди космодрома «Восточный» Россия сможет осуществлять все старты своих космических аппаратов со своей территории. Рогозин уточнил, что вторая очередь «Восточного» будет включать в себя стартовый стол для нового семейства отечественных ракет-носителей «Ангара», что позволит запускать с этого космодрома все аппараты весом от 3 до 27, а в перспективе и до 37 тонн

Глава «Роскосмоса» назвал этот результат очень важным для российской науки. В то же время источник в руководстве Байконура сообщил, что до конца текущего года Россия может отказаться от аренды 16 объектов, названных бесперспективными с точки зрения дальнейшего развития космодрома, и вернуть их Казахстану. На фоне подобных сообщений может сложиться ощущение, что РФ постепенно выходит с Байконура и действительно собирается переносить все свои гражданские запуски на собственные площадки внутри российских границ. Это предположение подкрепляют двусторонние отношения РФ и Казахстана, осложнившиеся за последние месяцы. Казахстанское руководство делало заявления о том, что не будет инструментом для обхода западных санкций, и усложнило выдачу банковских карт россиянам, приезжающим за ними в Казахстан для решения вопроса международных финансовых ограничений. По стечению обстоятельств, российский суд нашёл нарушения в работе Каспийского трубопроводного консорциума, который через территорию РФ перекачивает большую часть казахстанской нефти на экспорт, и даже приостанавливал его работу.

Космодром Байконур возведён в 1950-е годы прошлого века и, в частности, использовался для запуска первого искусственного спутника Земли и первого человека в космос, являясь старейшим в мире комплексом такого типа. После распада СССР эта территория отошла к суверенному Казахстану. Российская Федерация использует комплекс сооружений Байконура по договору аренды, который был скорректирован и заново согласован всего около года назад. Согласно документу РФ арендует Байконур у Казахстана до 2050 года и вносит ежегодную плату за аренду в размере $115 млн. Однако будущее Байконура, учитывая вышеописанную внешнеполитическую обстановку, всё равно выглядит не слишком устойчивым. Трения по поводу статуса и дальнейшей судьбы Байконура между российскими и казахстанскими властями существуют много лет. Ещё в 2017 году, к 60-летию космодрома, русская служба RFI выпускала материал о разногласиях двух стран по поводу эксплуатации объекта. Казахстан выражал недовольство тем, что неудачные запуски ракет-носителей угрожают экологическими катастрофами из-за разлива токсичного топлива гептила. Такое происходило дважды – в 2007 и 2013 годах, когда местные власти вводили временный мораторий на запуски. Наконец, Казахстан надеялся получить и свою выгоду, кроме не слишком высокой арендной платы. «Роскосмосом» была приостановлена программа совместной разработки и эксплуатации нового класса ракет, прибыль от которых получали бы обе страны – ракеты «Ангара» Россия в итоге решила запускать со своего Восточного. Из-за обременения в виде арендного договора Казахстан также не может использовать этот комплекс в сотрудничестве с другими странами, например, с Францией.

В то же время уже не первый год продолжаются информационные спекуляции на тему желания казахских властей полностью вытеснить РФ с этого стратегически важного объекта. В 2019 году на заседании сената Казахстана якобы озвучивались планы постепенного вывода Байконура из российской аренды, однако позже в правительстве республики официально опровергли эти сведения, заявив, что сроки и условия аренды Казахстан пересматривать не собирается. Волна разговоров о возможной необходимости оставить Байконур была спровоцирована, в том числе, сменой власти в Казахстане, приходом на президентскую должность Касым-Жомарта Токаева и неопределённостью дальнейшего внешнеполитического курса республики.

Впрочем, сама Россия тоже постепенно снижала активность на космодроме и число запусков с него. Казалось, что РФ добровольно готова перенести всю свою космическую деятельность на собственную территорию. Пока этого не произошло. Эксперты в космической отрасли уверены, что и не произойдёт в ближайшее время.

Первый вице-президент РКК «Энергия» Аркадий Мартыновский убеждён, что Россия продолжит эксплуатировать Байконур как минимум до конца срока аренды, т.е. до 2050 года. Мартыновский указал, что космодром Плесецк вообще нельзя рассматривать в качестве альтернативы, поскольку у него преимущественно оборонные задачи, а Восточный еще не готов к полноценному принятию на себя всех функций, которые сейчас выполняет Байконур. Там предстоит завершить не только собственно инженерную инфраструктуру, но и жилой фонд и социальные объекты в достаточных для всего персонала объёмах. Наконец, встаёт вопрос транспортной доступности. Негабаритные грузы, которые необходимо доставлять на космодром, могут просто не пройти через тоннели, в которых проложен Транссиб, поэтому их на Восточный можно будет доставить лишь по Северному морскому пути кораблями, что безусловно дольше и дороже. А доставка любых грузов на Байконур – процесс, отработанный в течение многих десятилетий.

Также эксперты отмечают гораздо более выгодное географическое положение Байконура в сравнении с Восточным, которое не получится изменить никакими технологическими ухищрениями. Пилотируемые миссии с Восточного не осуществляются до сих пор не в последнюю очередь потому, что окрестные ландшафты для этого подходят намного хуже. Систему аварийного спасения космонавтов в случае нештатной ситуации в степи можно наладить достаточно эффективно, а при запусках с Восточного в случае аварии экипаж рискует приземлится в глухой тайге или Тихом океане. Кроме того, при некоторых траекториях запуск ракет с Восточного придётся согласовывать с Северной или Южной Кореей и Японией, что в нынешних геополитических условиях тоже задача нетривиальная.

Глава администрации города Байконур Константин Бусыгин также считает, что Россия не будет уходить с этой территории и с большой вероятностью постарается продлить аренду даже после истечения её срока. Во-первых, сам город полностью заточен под космическую отрасль и не имеет других сфер деятельности, способных обеспечить его выживание, поэтому прекращение деятельности «Роскосмоса», по словам Бусыгина, будет означать фактически смерть города. Кроме того, для руководства РФ это место приобрело и самоценность, став объектом престижа и исторической памяти, олицетворяющим преемственность космических программ СССР и России. Учитывая, какое значение в России придают символизму и прошлым заслугам, как и космической отрасли в целом, сложно представить, что Москва сама решит отказаться от своего присутствия в Байконуре.

Между тем, эксперты указывают, что сам Казахстан вряд ли сможет полноценно содержать и использовать комплекс Байконура в случае ухода России.

Кандидат технических наук Александр Шаенко отмечает, что космодром изначально спроектирован под советские, а затем российские технологии и под работу с российскими предприятиями аэрокосмической отрасли. Другая развитая держава не сможет быстро приступить к использованию космодрома без значительных переделок, а космическая программа самого Казахстана находится не на той стадии развития, чтобы самостоятельно эксплуатировать столь крупный объект. А содержание космодрома в надлежащем состоянии без его использования – серьёзные и неоправданные расходы для казахстанского бюджета, которые не слишком богатому государству вряд ли нужны. Поэтому реальных перспектив для ухода России с Байконура сейчас не просматривается, хотя, конечно, нельзя исключить каких-то «чёрных лебедей» в российско-казахстанских отношениях, которые поставят крест на всех соглашениях и планах. Разрыв всех межгосударственных связей, к сожалению, становится на постсоветском пространстве нередким явлением. И именно на такой случай стоит готовить полноценную замену Байконуру на территории России – не для постепенного добровольного перебазирования, а на крайний случай, в качестве запасного аэродрома. Вернее, космодрома.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Байконур, Роскосмос, Восточный
Поделиться
Похожие новости