Новость общества

Балаковский молочный комбинат оказался в центре конфликта женщин с маленькими детьми

Балаковский молочный комбинат оказался в центре конфликта женщин с маленькими детьми

Фото из архива Елены Богайчук

20.05.2023 в 21:41:00
8622

«Поддержим матерей с детьми» — так вчера о проблеме демографии заявили сразу несколько российских высокопоставленных чиновников в Кремле. А в Саратовской области, качая на руках маленькую дочку, оказавшаяся вдруг безработной Елена Богайчук подумала: «Вот она я, мать двоих детей, и мне очень нужна государственная помощь. Помогите». А чтобы ее точно услышали, и обещанная поддержка пришла не к каким-то эфемерным матерям, а в обычную саратовскую семью, женщина со своей историей обратилась в редакцию «Московской газеты»

Государственная программа «Поднимем рождаемость из ямы»

В России сложилась тяжелая демографическая ситуация – об этом вчера на брифинге в Кремле заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, Россию преследуют демографические ямы и увеличение рождаемости является приоритетной темой для правительства. Он сообщил, что для исправления этой ситуации принимаются все возможные меры — от материнского капитала до точечных мер по поддержке матерей с детьми. Но работа длительная, результат – отсроченный, потому что «волшебной таблетки» быть не может.

О появлении региональных программ поддержки рождаемости говорила вчера на расширенной коллегии Минтруда и вице- премьер Татьяна Голикова. По ее словам, до 10 июля нынешнего года все регионы должны принять региональные демографические программы. «Уже очевидно, что общефедеральных мер недостаточно. Нужна региональная настройка», — цитирует Голикову «Российская газета».

В России падает рождаемость — в первом полугодии 2022 года, по данным Росстата, она сократилась на 6,3%. А в 2021 году родились только 1,3 млн детей. Это меньший показатель за последние 10 лет.

Причины могут быть разные. Одной из них может быть недоверие к органам власти, которые не способны встать на защиту женщин с малолетними детьми. Например, четверых таких мамочек из Саратовской области, которых уволили в период нахождения их в декретном отпуске. На первый взгляд, на законных основаниях – в связи с ликвидацией предприятий. Но женщины уверены, что там, где они работали, была использована незаконная схема подставных фирм. Они стали бороться за свои трудовые права и сегодня история из гражданско-правовых отношений переходит в уголовную плоскость.

Вместо работодателя – постояльцы гостиницы «Радуга»

История развивается около серьезного предприятия Саратовской области ООО «Балаковский молочный комбинат». По словам Елены Богайчук, она и трое ее коллег-женщин, которые сейчас находятся в отпуске по уходу за детьми, работали именно на нем, хотя трудовые договоры были заключены с ООО «Спецторг» и ООО «Балпродукт». Полгода назад им сообщили о ликвидации предприятий и расторжении трудовых договоров в одностороннем порядке. Женщины считают увольнение незаконным и ищут правды в контролирующих, надзорных и судебных органах.

Елена Богайчук рассказывает, что в 2018 году ее приняли на работу мастером производственного цеха на ООО «Балаковский молочный комбинат», но трудовой договор она заключала с ООО «Спецторг».

— Спустя год меня перевели по документам в ООО «Балпродукт», при этом я продолжала работать на том же молочном комбинате. В 2020 году родила дочь и взяла отпуск по уходу за ребенком, а в декабре 2022 года от сотрудника отдела кадров ООО «БМК» поступил звонок, где меня пригласили на встречу с руководством. Там мне выдали трудовую книжку с записью об увольнении в связи с ликвидацией предприятия ООО «Балпродукт», на котором я числилась. За защитой своих прав я обратилась в Государственную инспекцию труда в Саратовской области и в Управление федеральной налоговой службы. Там я пояснила, что считаю действия руководства ООО «БМК» незаконными – я фактически работала на этом предприятии, но своих сотрудников здесь оформляли в разные фирмы, в том числе, где учредителями выступали иностранные граждане и компании. Я предполагаю, что это все делалось с целью влияния на систему налогообложения.

Жалобы Елены Богайчук и ее трех «коллег по несчастью» в трудовую инспекцию закончились судебным решением – не в их пользу. Суд, куда обратились женщины после отказа Государственной инспекции труда по Саратовской области провести проверку законности действий их работодателей, посчитал действия контролирующего органа законными. В решении сказано, что проверку в отношении ООО «БМК» провести не представлялось возможным «в связи с отсутствием полномочий» и так как молочный комбинат «не является работодателем административных истцов». Суд отметил, что сотрудники трудовой инспекции хотели проверить ООО «Спецторг» и ООО «Балпродукт», но по юридическому адресу одной из компаний оказалась гостиница «Радуга», офис 315, указанный в учредительных документах ООО «Спецторг», на момент проверки был «занят постояльцами гостиницы». Инспектор проехал по месту осуществления деятельности ООО «Спецторг» — в город Балаково на Саратовское шоссе, 22 — попала прямо на территорию «Балаковского молочного комбината». Но здесь сказали, что да, помещение фирма арендовала, но 1,5 года назад съехала. Контактные телефоны фирмы оказались недоступны.

Что касается второй компании, ООО «Балпродукт», то и здесь сотрудник инспекции по труду столкнулся с трудностями, «концов» фирмы найти не удалось.

В судебном решении есть интересная информация. «Объявление Государственной инспекцией труда в городе Москве в адрес ООО «БМК» предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по вопросам в части нарушения установленной процедуры расторжения трудовых отношений по обращениям административных истцов является профилактической мерой и не указывает на незаконность бездействия административного ответчика (ГИТ в Саратовской области, — прим.авт.)».

В иске женщинам отказали.

Материалы направлены в полицию

Посчитав, что ООО «Спецторг» и ООО «Балпродукт» являются «подставными номинальными фирмами, через которые осуществляется деятельность с целью уклонения от налогообложения», Елена и ее «подруги по несчастью» обратились в налоговые органы.

Там в действиях ее работодателей усмотрели не только нарушение федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но и признаки уголовных преступлений.

Налоговики на основании обращения провели проверку и установили, что ни ООО «Спецторг» ни ООО «Балпродукт» по адресу, указанном в ЕГРЮЛ, не находятся, в связи с чем в реестр внесена запись о недостоверности. Фискальными органами к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ (не предоставление сведений или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в государственные органы) привлечено руководство компаний, которое на тот момент руководили фирмами. В деятельности ООО «Балпродукт» усмотрели признаки уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 173.2 УК РФ (Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице), а в отношении ООО «Спецторг» материалы были направлены в Следственный комитет РФ, так как налоговики усмотрели признаки сразу трех преступлений, предусмотренных ст. 170.1 УК РФ (Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), ст. 173.1 УК РФ (Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) и ст. 173.2 УК РФ (Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице).

Сведения о том, что по крайней мере одна из фирм зарегистрирована на иностранцев, подтвердилась – в ООО «Балпродукт» на момент исключения юридического лица из реестра руководителем выступал Колнер Гавин, а учредителем – Меликанте Лимитед.

«Все поручения мне исходили непосредственно от руководства БМК»

Женщины настаивают, что работали именно на Балаковском молочном комбинате. По словам Елены, она и трое ее незаконно уволенных коллег фактически выполняли трудовые обязанности в должности мастеров в производственных цехах на территории Балаковского молочного комбината в городе Балаково на Саратовском шоссе 22.

— Нам на банковские карточки ежемесячно 10 и 25 числа, в дни, установленные для выплаты всем сотрудникам ООО «БМК», перечислялась часть заработной платы, а другая часть выдавалась в кассе Балаковского молочного комбината. Все поручения мне исходили непосредственно от руководства ООО «БМК», оно же обеспечивало нас средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. У нас имелась спецодежда с эмблемой и названием ООО «БМК», которую заставляли надевать в дни проверок. Мы регулярно расписывались в журналах ООО «БМК», в которых заполнялось заквашивание продукта, журналах по технике безопасности, накладных на перемещение продукции на склад и прием товара со склада. Проходили обучение по охране труда, которое организовывалось руководством ООО «БМК», и подчинялись правилам внутреннего распорядка и локальным актам ответчика. Трудовые договоры ООО «Спецторг» и ООО «Балпродукт» идентичны друг другу, с местом работы по адресу г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 22. Трудовую деятельность мы осуществляли на территории ООО «БМК», выдача справок для оформления нам пособий производилась сотрудниками отдела кадров ООО «БМК», трудовую книжку с записью об увольнении в связи с ликвидацией организации мне выдала тоже сотрудница отдела кадров ООО «БМК» Наталья Аникина. Здесь же, в отделе кадров ООО «БМК», нам ежегодно выдавали детские новогодние подарки, — приводит доводы в пользу своей версии о работе на комбинате Елена Богайчук.

Очередной коллективный иск, но уже об установлении факта трудовых отношений между ними и ООО «БМК», женщины-матери подали в Балаковский районный суд Саратовской области. На следующей неделе состоится очередное судебное заседание. На Балаковском молочном комбинате говорят, что работодателями этих женщин не являлись.

Главная задача русских – рожать детей

Но самое печальное в этой истории то, что в Центре занятости населения Елене Богайчук отказали в постановке на учет в качестве безработной. Потому что работодатель забыл внести сведения об увольнении в электронную трудовую книжку. В бумажном варианте «трудовой» запись сделана, но сотрудники Центра занятости в нее не верят. Да что там в Центре занятости – судья не поверила своим глазам, хотя Елена в судебное заседание и трудовую книжку принесла, и запись с печатью показала. Не убедительно – посчитал суд и вынес решение в пользу Центра занятости. Суд указал, что «как следует из ответа Фонда пенсионного и социального страхования РФ сведений об увольнении Богайчук Е.И. от работодателя ООО «Балпродукт» не поступали». И где теперь Елене искать эту фирму, как доказывать, что ее и правда уволили – она уже не знает. Отчаявшись и потеряв веру в правосудие, Елена обратилась к журналистам с просьбой о помощи. Может, кто из чиновников, которые с экранов телевизоров обещают помочь матерям, действительно помогут?

— У меня прекрасная семья и мы с мужем готовы были родить и третьего и четвертого ребенка. Но в таком государстве, с таким отношением к матерям мы об этом задумываемся все реже», — на такой грустной ноте закончился разговор Елены с журналистом «Московской газеты».

Да, забыли сказать об участии в этом деле надзорного органа – прокуратуры, куда Елена Богайчук обратилась с просьбой признать действия налоговой службы в части прекращения деятельности ее предприятия (ликвидации) незаконными – если бы налоговики не исключили ООО «Балпродукт» из реестра, женщина бы не оказалась безработной. Прокурор г. Балакова разъяснил Елене положения федерального законодательства и признал действия фискальных органов законными. Хотя у прокурора были все полномочия для того, чтобы вникнуть в суть проблемы Елены Богайчук и троих ее коллег и в силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с исковым заявлением, направленным на защиту трудовых прав граждан. Но по какой-то причине не вник и не обратился.

Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством – так написано в законе. Но защитить права четверых женщин из Саратовской области оказалось некому. С таким отношением к матерям вряд ли можно рассчитывать на демографический подъем. Женщин, которые могли бы потенциально стать матерями, каждый год становится меньше на 2,5–3 процента. На днях в своем телеграмм-канале чеченский генерал Апти Алаудинов написал очень правильные слова: «По сути, у нас в стране есть все. Мы должны понимать, что, если мы не будем размножаться, если русские, как по сути своей, государствообразующая нация не начнут рожать детей, через 50-100 лет русские будут умирающим народом, что не выгодно нам, представителям остальных народов, которые у нас есть в России. Главная задача русских сегодня ... — рожать детей».

ТеГИ
Балаковский молочный комбинат, конфликт, мать, увольнение
Поделиться
Похожие новости