Цены и качество лакокрасочных материалов в России могут измениться
Аналитик «Финам» и представители лакокрасочной отрасли с разной степенью оптимистичности оценивают её перспективы
Качество лаков и красок – разнообразно
Санкции, логистический кризис, удорожание сырья и компонентов затронули, в том числе, и российскую лакокрасочную промышленность. Журналист «Московской газеты» поговорил о происходящем в отрасли с директором Ассоциации «Центрлак» Геннадием Аверьяновым.
Испытывает ли отрасль по-прежнему логистические проблемы с поставками химического сырья из Китая? Ранее «Московская газета» писала о том, что в порту Владивостока застаиваются контейнеры с опасным грузом, разгрузка которых может длиться неделями.
«Вопросы логистики тянутся ещё с 2021 года, и безусловно осложнились запретом поставки химического сырья и лакокрасочных материалов в 5, 6 и 7 санкционных пакетах стран ЕС», – сообщил Геннадий Аверьянов.
То есть, уже в 2021 году для этих грузов не хватало железнодорожных мощностей?
«Да, пандемийный год показал, что логистика зависит от многих факторов: наличия контейнеровозов, морских судов, пропускной способности железных дорог», — отметил собеседник издания.
Какова доля импортного сырья в российской лакокрасочной промышленности?
«В разных сегментах отрасли по-разному, – отметил директор Ассоциации «Центрлак». – Для строительного и декоративного сегмента доля импортного материала меньше, чем в промышленном сегменте. Для авиации, металлургии, полиграфии, мебели доля импортного сырья различна. В стройке где-то 15-20% импортного сырья. В промышленном сегменте – от 15 до 100%. Но это нормальная ситуация, во всем мире отрасли лакокраски потребляют сырьё в международной кооперации».
Усложнившаяся логистика отразилась на отрасли?
«Логистика вторична. Первичная проблема – санкции: российские предприятия ограничены в доступе к мировому рынку химической промышленности. Поэтому наши предприятия перестраиваются на рынки других стран. Это вызывает изменения в логистике, в подходе к рецептурам, к качеству компонентов, которые весьма разнообразны на рынке сырья. Сложности преодолеваются, но есть. Вопросы пока остаются», – рассказал Геннадий Аверьянов.
70-80% стоимости лаков и красок – это стоимость сырья, отметил эксперт.
«За 2022 года цены на сырьё выросли примерно на 20%, хотя в какие-то моменты стоимость поднималась кратно, рост доходил до 400%, но это, повторюсь, вызвано мировыми процессами на рынке. В строительном сегменте лаков и красок рост цен на сырьё составил в 2022 году 15-20%. В 2021 цены на лакокрасочное сырьё выросли в пределах 30-40%», — сказал собеседник издания.
Как всё это отражается на конечных, потребительских ценах лакокрасочной продукции и её качестве?
«В строительно-декоративном сегменте есть внутриотраслевая дифференциация по качеству: продукция эконом-класса, премиум-класса и элит-класса, — пояснил представитель отрасли. — Если человек хочет покрасить фасад долговечной, невыцветающей краской, ему нужен премиум- или элит-класс. А если вы красите, как красит наше ЖКХ, или просто перекрашиваете каждый год заборчик во дворе, вы подбираете дешёвую краску, которая прослужит сезон. Что касается промышленных материалов, все они поставляются в заданном качестве, согласованном с потребителем. Потребитель, допустим, говорит: «Мне надо покрасить самолёт, у меня требования к качеству должны быть вот такие», и производитель озвученные требования обеспечивает. Наличие элит- и премиум-краски обеспечивает потребитель: есть спрос – есть краски. На рынке вы увидите эконом- и премиум- краски, в специализированном магазине – больший ассортимент премиум- и элит-продукции. Дефицита продукции, жалоб от производителей лаков и красок или от строителей мы не наблюдали».
Ожидают ли отрасль в 2023 году рост цен, дефицит продукции, закрытие предприятий?
«Закрытия предприятий и дефицита не ожидаем, сложности остаются, рост цен будет, в пределах инфляции», – прогнозирует Геннадий Аверьянов.
Минпромторг поможет
По оценке ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, ситуация в российской лакокрасочной промышленности довольно оптимистичная.
«По данным Росстата РФ, материалов лакокрасочных и аналогичных для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик в январе-ноябре 2022 года произведено 1 811 405,6 т, а за аналогичный период 2021 года – 1 834 477,93 т, — отметил аналитик. — Материалов лакокрасочных и аналогичных для нанесения покрытий прочих; красок художественных и полиграфических в январе-ноябре 2022 года изготовлено 470 568,93 т, а за аналогичный период 2021 года – 472 384,24 т. То есть несмотря на сложную ситуацию в экономике производство лаков и красок осталось почти на уровне прошлого года, что говорит об устойчивости отрасли, востребованном спросе на её продукцию. Маловероятно, что в наступившем году будут закрываться предприятия по выпуску лаков и красок».
Даже если какое-либо предприятие будет испытывать трудности, оно может рассчитывать на различную помощь со стороны государства или же быть выкуплено более крупным игроком для расширения производства, считает Дмитрий Баранов.
«Государство считает химическую промышленность одной из приоритетной отраслей и намерено уделяет ей больше внимания, — отметил эксперт. — В декабре 2022 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что в 2021 году объёмы производства в химической промышленности увеличились на 7%, а в 2022 году прогнозируется уже плюс 12%. Он сказал, что перед промышленностью поставлена задача увеличить производство в мало- и среднетоннажной химии на 35% к 2025 году. Для её решения государство оказывает различные меры поддержки. Для стимулирования разработки новых веществ правительством принято решение по налоговым преференциям для отрасли: будет применяться коэффициент 1,5 для затрат предприятий на исследования при расчете налога на прибыль. Также Мантуров отметил, что в 2022 году государство просубсидировало 4 млрд руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в результате было заключено почти 40 соглашений о создании производств ранее не выпускавшихся продуктов мало- и среднетоннажной химии».
Можно ли ожидать роста цен на лакокрасочную продукцию в 2023 году?
«Увеличение цен на лаки и краски возможно в первую очередь из-за роста стоимости сырья, а также прочих товаров и услуг, используемых производителями, но необязательно это произойдёт. Как у производителей, так и у потребителей есть различные механизмы, позволяющие компенсировать такой рост, и они могут ими воспользоваться. Кроме того, не стоит забывать о конкуренции на рынке, которая также будет ограничивать рост цен на лаки и краски, причём, конкуренция не только между отечественными производителями, но и иностранными. Ассортимент лакокрасочной продукции не сократится, а даже вырастет, отечественные производители могут начать производить продукцию для замены ушедших брендов и в рамках программы импортозамещения. Также в РФ могут начать поставки лаков и красок производители из «дружественных» стран», — заключил Дмитрий Баранов.
Описание «в русских красках»
Более сдержанно оценивает действия Минпромторга и перспективы отрасли помощник директора по техническим вопросам компании «Русские краски» (Ярославль) Элла Васильева.
«Главная проблема отрасли – сырьё: лакокраска, как никакая другая промышленность, многокомпонентна, – рассказала «Московской газете» Элла Васильева. – Доля импортного сырья, импортного компонента в лакокрасочной промышленности около 40%. На этом фоне программа импортозамещения, декларированная Минпромторгом, пока пробуксовывает. Потому что организация производства сырья с высокими качеством его изготовления – достаточно сложная, она не делается быстро. А срок давности проектов, которые реализуются даже через Фонд развития промышленности – должен быть коротким. В лакокраске же этого, к сожалению, не получается из-за низкой рентабельности производства, с одной стороны. С другой стороны, вывод высокотехнологичного продукта на рынок занимает 5-10 лет. Надо также учесть, что с развалом Советского Союза рынок лакокрасочных материалов был практически отдан иностранным компаниям».
Но ведь сейчас индустрия развернулась на Восток и закупает сырьё там?
«По опыту нашей компании не все виды сырья можно найти на восточном рынке, – заметила представитель отрасли. – Тот же Китай сам закупает западное сырьё для автомобильной промышленности. Много европейских компаний открыли свои предприятия. То есть Китай тоже пользуется западным сырьём. И мы, когда были введены санкции 2022 года, прекрасно понимали, что не сможем найти на Востоке всё необходимое сырьё и компоненты. Раньше мы получали сырьё из Европы в течение недели, сейчас транспортное плечо увеличилось. Выросла нагрузка на наши НИИ, так как сырьё, которое мы сейчас берём из Китая, Индии, Турции отличается по качеству от того сырья, к которому мы привыкли. Плюс, сложности с логистикой. Мы поставляем нашу продукцию в автопром, судостроение, авиационную отрасль, делаем антикоррозионную защиту для железных дорог. То есть, это высокотехнологичная продукция, для которой нужно качественное сырьё».
Даже отечественное сырье для лакокрасочной промышленности выросло в цене, отметила представитель отрасли.
«Особенно те компоненты, которые идут на оборонку. В целом, процентов на 10-15% выросла стоимость отечественного сырья. Что касается импортного, несанкционые виды сырья, конечно, подорожали меньше. Китайское сырьё дешевле, чем европейское. Но за счёт усложнившейся логистики импортное сырьё подорожало в итоге на 20-25%. И это отразилось на конечных ценах нашей продукции», — добавила Элла Васильева.
Наблюдается ли в лакокраске падение производства?
«Априори, – сказала собеседница «Московской газеты». – Где-то мы сейчас не можем сделать заказ быстро, где-то в принципе не можем. Процентов на 10 упало всё производство лакокраски в России. При этом санкции, надо полагать, не снимут, новые могут вводиться достаточно изобретательно — «гайки закручиваются». Для отрасли желательная беспроцентная финансовая поддержка на длительные сроки. Хотелось бы, чтобы то, что заложено в программу импортозамещения Минпромторга, хотя бы через 3 года увидело свет», — отметила представитель компании.
Чего предприятие «Русские краски» ожидает в 2023 году?
«Если производители отечественного сырья, являющиеся, по сути, монополистами, снова поднимут цены, мотивируя это тем, что теперь ничего не поставляют на экспорт, мы тоже будем вынуждены поднять цены, поскольку не можем работать с нулевой рентабельностью. Вообще, рентабельность по лакокрасочной отрасли в целом колеблется от 8 до 12%», – сообщила эксперт.
А чего ждать простому российскому потребителю на полках магазинов?
«Цены того, что стоит на полках, определяют ритейлеры, а они хотят любым способом сохранить свои прибыли, – заметила собеседница «Московской газеты». – И даже мне, с огромным опытом работы, трудно представить, какого качества краска за 20 рублей может стоять на полке в банке, если сам банка для краски сейчас стоит 30 рублей. Сколько мы ни обращались по этому поводу в вышестоящие органы, они на этот вопрос не регулируют. Правда, вчера мы узнали о новом проекте постановления правительства, который должен вернуть в практику всевозможные контрольные закупки, проверки и т.д. Может быть, теперь ситуация изменится?» — заключила Элла Васильева.
-
В 2023 году на рынке первичного жилья наблюдаются сложности. Согласно данным «Дом.РФ» к концу марта объём не...15.05.2023 в 20:32:003926
-
Хлебозаводы всё время работают на грани рентабельности, а сейчас появились и сложности с импортным сырьём, рассказал соб...29.12.2022 в 11:28:004118
-
Транспортировка газа по трубопроводу будет восстановлена 2 сентября, но работа газопровода по-прежнему будет ограничена....21.08.2022 в 12:12:002374
-
Корректировка цен на рынке чёрного золота завершилась. В перспективе цены на нефть могут вырасти до 140 долларов. Об это...25.07.2022 в 15:35:002455
-
С 1 июля цена проездного документа на пригородные электропоезда возрастет на 7,3%.31.05.2017 в 18:44:003388
-
В Министерстве финансов РФ предложили повысить минимальную розничную цену на водку со 190 рублей за ...30.08.2016 в 19:58:002755