Цены на бытовую технику растут, а мелкая электроника напоминает контрабанду
Параллельный импорт ушедших с российского рынка брендов – сфера непростая и не самая прозрачная, но «Московской» удалось кое-что узнать. Как сообщил источник издания в сфере ритейла, параллельный импорт бытовой техники и электроники в Россию осуществляется в основном из Казахстана и Турции
«В основном ее закупают мощные оптовики и потом «раскидывают» внутри страны. В принципе, для ритейлеров средней руки ничего сильно не поменялось. Риски – на оптовиках. Конечно, логистика повлияла на оптовые цены. Но в условиях дефицита конкретного товара все перекладывается на конечного покупателя», – заметил источник.
О параллельном импорте в Россию бытовой техники и электроники рассказал изданию директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Правда, информация по параллельному импорту, осуществляемому российскими компаниями, относится к сфере контрсанкционных мер и не является в полном смысле публичной, подчеркнул собеседник издания.
«Параллельному импорту свойственна большая турбулентность: контракт может оказаться и дороже, чем раньше, и дешевле, – говорит Антон Гуськов. – Как мера недопущения дефицита параллельный импорт работает, и большинство участников рынка относятся к этому с пониманием. Очень сложно делать долгосрочные прогнозы, мы находимся в очень сложной экономическо-политической ситуации. Пока рынок работает. Ответственность и риск параллельного импорта пропорционально поделены между всеми участниками рынка. У ритейлера есть риск остаться без товара. Раньше были прямые договоры с производителем, короткое логистическое плечо, продавалось всё за российские рубли, и это было для ритейлеров удобно. Но многие ритейлеры тоже занимаются импортом, часть товара ввозят сами, часть берут у импортёров. Так что риск распределен пропорционально».
По словам эксперта, логистические пути поставок импортной бытовой техники и электроники были поломаны не за счёт того, что производители отказались сотрудничать, а за счёт того, что логистические операторы, международные транспортные компании, например, Maersk отказались работать с Россией.
«Поэтому и пришлось выстраивать логистические цепочки заново. Предполагаю, что всё это заложено в оптовые цены, но не владею точной информацией. Конечные цены на электронику и бытовую технику, безусловно, выросли. Цены на телевизоры за 2022 год поднялись примерно на 10%. Телевизоров А-брендов стало меньше, они стали дороже, — сообщил собеседник издания. — Но на рынке появилось большое количество китайских брендов и частных торговых марок. Допустим, японские телевизоры стали меньше представлены и подорожали, а китайских телевизоров и частных торговых марок стало больше. Это смягчило общий рост цены по рынку».
«Американские компании, ушедшие с российского рынка электроники, это, например, Apple, IBM, Dell, Intel. Если говорить о бытовой технике, шведский Electrolux ушёл с нашего рынка в сентябре. Производитель Whirlpool продал свой бизнес в Европе турецкой компании «Арчелик», которая производит продукцию под брендом BEKO. Бытовая техника под брендами Ariston и Indesit производятся в том числе и в России. Но не все комплектующие изготавливаются на российских предприятиях», – отметил Антон Гуськов.
В ассортименте розницы ушедшие с рынка «А-бренды» присутствуют, сообщил директор по связям с общественностью РАТЭК.
«Это либо остатки закупленной ранее техники, либо товары, которые были параллельно завезены с других рынков, как правило, азиатских. Растёт доля китайских – в электронике – и турецких и китайских – в бытовой технике – брендов. Параллельный импорт как мера недопущения дефицита тоже играет свою роль. Также растёт доля частных торговых марок, принадлежащих ритейлерам и производящихся в Китае или в России», – рассказал Антон Гуськов.
Журналист «Московской газеты» обзвонил крупных российских импортёров бытовой техники. Отрасль не спешила давать оперативные комментарии. Однако, подробной и очень интересной информацией поделился с изданием коммерческий директор компании «Империя Техно» Михаил Зинченко.
«Наша компания торгует в основном крупной бытовой техникой и телевизорами, — рассказал Михаил Зинченко. — На сегодняшний день есть два основных канала получения товара: из Европы (Польша и Германия), а также из страны бывшего СНГ (это Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Киргизия, а также Армения). Есть небольшие каналы поставок из Турции. Однако, следует понимать, что Турция не может обеспечить полноценных поставок европейской техники, т.к. на ее складах нет достаточных запасов. При этом важно отметить, что представительства многих иностранных компаний продолжают оставаться в России, арендуя офисы и оплачивая работу сотрудников. Работники одних компаний продолжают составлять аналитические отчеты о состоянии рынка, отправляя их в головные офисы своих компаний, другие же организуют официальные поставки через сопредельные страны, по сути, также занимаясь параллельным импортом. Делается это во многом для того, чтобы постараться не уступить долю рынка тем производителям, которые остались и наращивают свои позиции (в частности, мы говорим о китайских и турецких производителях)».
Модельная представленность многих ушедших с рынка РФ брендов на полках интернет-магазинов стала значительно шире, нежели, когда представительства работали в стране и самостоятельно обеспечивали распределение техники, передаёт мнение «Империя Техно» и коллег по бизнесу Михаил Зинченко. Но цены на технику выросли, и не всегда в адекватной степени, отметил собеседник издания.
«Задача представительства была, в том числе, в формировании определенной матрицы товаров, чтобы модели были локализованы, русифицированы для наших граждан, — объяснил Михаил Зинченко. — Сегодня же на рынке можно встретить немецкие, польские, турецкие, белорусские модели, которые порой отличаются между собой только названием модели и языком дисплея. Выбор есть на любой вкус, однако цены «кусаются». Например, польские стиральные машины Bosch базового уровня стоят от 42 000 рублей, при этом аналоги, производимые в России, — на треть дешевле. Высокая цена на импортные модели говорит о том, что, несмотря на широту выбора, абсолютное количество ввезенной крупной техники невелико. Если продавать их дешево, они моментально закончатся, а ресурсы поставок по параллельном импорту ограничены не только количеством товара на складах в Европе, но и логистическими и финансовыми возможностями. Финансирование закупок и поставок товаров сейчас идет не за счет международных компаний и выданных кредитов, а за счет многочисленных индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса и крупнооптовых поставщиков бытовой техники, которые реинвестировали свои собственные средства в закупку товара за рубежом. Следует также понимать, что раньше все оптовики жили за счет отсрочек производителей, т.е. получали товар вперед, а оплату проводили через 2-3 месяца. Сейчас же любая поставка по ПИ – это 100% предоплата европейскому или другому иностранному поставщику, а получение товара — только через месяц (таково примерное плечо поставки из Европы)».
Большинство техники, которая ввозится в РФ по белым каналам, не только полностью официально проведена с уплатой всех таможенных платежей, но и сертифицирована, отметил коммерческий директор компании-импортёра.
«При этом, к сожалению, мелкая техника, к которой относятся телефоны, мелко-бытовая техника, которую некоторые частные предприниматели привозят на частных небольших «минивэнах» и продают на небольших интернет-площадках или рынках, не всегда имеет сертификаты и может быть ввезена по поддельным документам. Это, с одной стороны, позволяет продавать технику намного дешевле, но с другой стороны, создает большой риск для такого рода предпринимателей», — отметил собеседник «Московской газеты».
В целом, можно говорить о том, что наблюдается дефицит по всем направлениям по адекватным ценам, сказал Михаил Зинченко:
«Техника безусловно стала дороже у тех производителей, которые ушли с рынка РФ. Низкая цена такими компаниями как Bosch, Samsung, LG достигалась локализацией производства на заводах в России. Сейчас, по сути, та же техника привозится из-за рубежа и стоит в 1,5 раза дороже».
Не стоит полагать, что на этом фоне можно привезти все что угодно из-за рубежа и тут же найти покупателя, подчеркнул представитель отрасли.
«Многие модели техники раннее не были известны покупателям, т.к. модельные ряд в России и в других странах разный. При общей схожести цифробуквенное обозначение разное. Свой выбор покупатели делают не только по внешнему виду и сухим характеристикам, но и по тому, насколько широко представлена та или иная модель у ряда продавцов, много ли отзывов на нее. Многие европейские модели вообще никогда не продавались в магазинах России раннее, не цитируются в интернете, о них не только не найти отзывов, но и сложно собрать информацию. По сути, многие магазины сейчас выполняют не только продавца, но и за своей счет делают описания товаров, русификацию инструкций, панелей управления, подготавливают описания», — заключил Михаил Зинченко.
-
По данным сервиса Price.ru, в России за период с 2022 по 2023 год упал спрос на бытовую технику и мебель, падение с...04.04.2023 в 11:51:003005
-
Санкции коснулись многих отраслей, в том числе, в части производства косметики. Западные бренды уходят, а каковы успехи ...26.12.2022 в 12:22:003145
-
Россия прощается с мировыми брендами: символ Макдоналдс клоуна Рональда сравнили с Оно Стивена КингаРусификация знаменитых западных брендов, необходимость в которой возникла после ухода иностранцев с российского рынка, и...14.06.2022 в 11:40:003852
-
К началу мая казалось, что все зарубежные бренды, которые хотели это сделать, с российского рынка уже ушли, и новых круп...14.05.2022 в 19:43:003999
-
Эксперты говорят, что среди дистрибьюторов бытовой техники началась игра: кто не выдержит первым и умрет, расчистив мест...20.03.2022 в 21:12:0025046
-
В первых числах марта стало появляться все больше новостей о том, что западные производители самой разнообразной продукц...09.03.2022 в 16:26:006524