Новость общества

Не пиратство, а параллельный импорт. Будет ли россиянам польза от нового способа ввоза иностранных товаров?

Не пиратство, а параллельный импорт. Будет ли россиянам польза от нового способа ввоза иностранных товаров?

pixabay

14.05.2022 в 19:43:00
3837

К началу мая казалось, что все зарубежные бренды, которые хотели это сделать, с российского рынка уже ушли, и новых крупных потерь ждать вроде бы уже не стоит. И спецоперация в Украине, и проблемы с логистикой или курсами валют новой реальностью назвать сложно, этой реальности почти два месяца, а бизнес имел достаточно времени, чтобы принять решение уйти из России или оставаться

Однако оказалось, что процесс далёк от завершения, и мы продолжаем получать новости об уходе известных компаний. Гендиректор японского автопроизводителя Nissan Макото Учида сообщил, что компания остановила свой завод в Санкт-Петербурге как минимум на год и уже исключила любые доходы от российского рынка из своих прогнозов на 2022-2023 годы. Ранее стало известно, что Nissan не только прекращает выпуск своих машин на заводе в России, но и не будет поставлять новые автомобили в РФ с других своих предприятий. Позавчера финская энергетическая компания Fortum объявила о полном выходе с российского рынка и списании всех своих активов в РФ. Компания занимается в том числе развитием технологий в сфере альтернативной энергетики и ранее заявляла лишь о прекращении новых инвестиций в нашей стране. Тогда же о полном прекращении любой деятельности в РФ объявил немецкий концерн Siemens, более всего известный поставками скоростных поездов «Сапсан» и участием в разработке электричек «Ласточка». Наконец, американский бренд офисной бумаги SvetoCopy вчера также заявил о том, что покидает Россию и продаёт все свои российские активы, включая ЦБК в г. Светогорск Ленинградской области.

На фоне непрекращающегося потока аналогичных известий всё больше говорят о том, что нас спасёт «параллельный импорт». В частности, такое мнение по поводу автомобилей Nissan высказал президент ГК Favorit Motors Владимир Попов. «Конечно, прекращение производства — довольно негативная информация. Скорее всего, появятся какие-то альтернативные схемы, логистические решения, которые позволят покупателям приобретать их машины. Я думаю, что такие вещи могут производиться в рамках постановления о параллельном импорте», — рассказал эксперт.

По инициативе ФАС и Минпромторга постановлением правительства ещё в конце марта с продавцов была снята ответственность за реализацию параллельного, или серого, импорта на ряд категорий товаров. Руководитель ФАС Максим Шаскольский уточнял, что мера вводится ради расширения ассортимента и стимулирования предпринимательской активности. То есть речь даже не шла о каких-то жизненно необходимых товарах, это просто отмена наказания за ранее запрещённое деяние ради оздоровления экономики. В Минпромторге подчёркивали, что параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, это ввоз оригинальных товаров зарубежного бренда без согласия производителя и правообладателя.

В апреле Минпромторг уточнил, что в перечень товаров для параллельного импорта будут включать бренды, которые приостановили или прекратили свою деятельность в Россию. Список таких товаров формируется точечно и будет постепенно пополняться.

С 6 мая механизм начал действовать. В приказе Минпромторга перечислено больше 50 категорий продукции, которую можно ввозить в РФ без учёта интеллектуальных прав их производителей. В список вошёл широкий ассортимент всего: начиная от судов, локомотивов, тяжёлого и стрелкового вооружения и заканчивая косметикой, одеждой и обувью, автомобилями, бытовой техникой и электроникой, в т.ч. телефонами и ноутбуками.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в связи с этими нововведениями уже сообщил, что некоторые компании якобы попросили власти исключить их из перечня о параллельном импорте и изъявили желание остаться работать в России. После всех этих шагов в правительстве заверили, что производитель и импортёр обязаны будут по-прежнему обеспечивать гарантийное и техническое обслуживание «параллельно ввезённых» товаров.

Сторонники нового механизма утверждают, что нынешнее решение Минпромторга половинчатое и не принесёт большой пользы экономике, поскольку параллельный импорт легализован скорее демонстративно, чем в реальности. Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов уверен, что механизм нужно расширять и дорабатывать, иначе товары из перечня Минпромторга будут просто разворачивать на таможне.

«Во-первых, нужно ввести международный принцип исчерпания прав, для этого надо поменять пару статей Гражданского кодекса, вернув их к формулировкам до 2002 года. Во-вторых, отменить действие ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, — прим. авт.), куда правообладатели вносят информацию об импортёрах, с которыми они заключили соглашение. Если вас там нет, [у таможни] возникает сразу много лишних вопросов, ваши грузы тормозятся и так далее», — объясняет эксперт. Иванов уверен, что без параллельного импорта российской экономике в условиях блокады не обойтись. Конечно, из-за такой схемы ввоза товаров вырастут цены, но единственной альтернативой росту цен, по словам специалиста, будет полное отсутствие множества наименований продукции в нашей стране. Таким образом, пока от параллельного импорта очевидно выигрывают относительно немногие «новые челноки», которые смогут наладить серые каналы поставок товаров из третьих стран и найти общий язык с российскими контролирующими органами.

Также эксперты указывают на выгоду для ряда соседних с РФ государств, через которые и будут налажены поставки без разрешения производителей. Бенефициарами параллельного импорта, скорее всего, окажутся Турция, Армения, Казахстан и Китай. Как пояснила руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова, с этими странами у России серьёзно вырастет товарооборот, поскольку именно через них будут организованы основные потоки параллельных поставок.

А что от параллельного импорта получат рядовые российские потребители?

Конечно, с экономической точки зрения есть определённые позитивные последствия. Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман отмечает, что наполнение рынка разнообразными товарами очевидно повышает конкуренцию и увеличивает общую экономическую активность. Граждане смогут и дальше приобретать привычные и часто незаменимые виды разной продукции, в том числе бытовую технику и электронику. Оживление торговли создаст новые рабочие места в ретейле, складской и транспортно-логистической сфере.

Но на этом плюсы, похоже, заканчиваются. О том, что сильно вырастут цены, лишний раз говорить нет особого смысла. Однако это далеко не всё. Во-первых, у правообладателей могут возникнуть претензии к такому порядку импорта их продукции, которые, возможно, будут решаться в международных судах. Во-вторых, даже внутрироссийская правовая безупречность новации вызывает у специалистов вопросы.

Юрист компании «Бенефактум» Денис Валдеев напомнил: «Не стоит забывать о том, что на территории России действуют нормы и принципы международного права, в том числе международные договоры. Россия остается участником Договора о ЕАЭС, в котором совершенно противоположный взгляд на вопрос параллельного импорта. При этом по Конституции РФ международные договоры имеют приоритет в сравнении с внутрироссийскими, но это не смутило авторов постановления». Также, по словам Валдеева, подобные решения всё-таки должны приниматься в формате федерального закона, а не приказа отдельного министерства. Процедура формирования перечня товаров для параллельного импорта остаётся непрозрачной и подверженной скрытому от общественности влиянию различных коммерческих и государственных субъектов, что создаёт риски недобросовестной конкуренции, считает юрист.

Наконец, эксперты считают, что велика опасность внедрения в поток параллельно импортируемой продукции доли контрафакта, такие случаи могут происходить уже на территории РФ при отсутствии должного контроля. Неисправные детали или некондиционный товар придётся обменивать или ремонтировать тоже обходными путями? Конечно, «Фольксвагены» или смартфоны от Apple с российского рынка теперь вряд ли пропадут, но сколько они будут стоить, как их обслуживать и у кого из сограждан останутся для этого необходимые средства – вопрос.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
параллельный импорт, пиратство, импорт, бренды
Поделиться
Похожие новости