Новость общества

Миграционный кризис стал препятствием для европейского импорта в Россию: проблемы у всех, кроме президента Белоруссии

Миграционный кризис стал препятствием для европейского импорта в Россию: проблемы у всех, кроме президента Белоруссии

Фото © «Московская газета»

23.11.2021 в 10:09:00
3037

25-километовая очередь из грузовиков, едущих через Белоруссию на территорию Евросоюза, стоит на КПП «Бобровники»: польская таможня тщательно ищет нелегальных мигрантов. Теперь российские заводы тоже рискуют «встать» без сырья и комплектующих, а российские импортёры предчувствуют серьёзные убытки – которые, подгоняемые упавшим рублём, отразятся на цене товаров для всех нас, – и просят помощи у правительства РФ. Но, по мнению экспертов, правительство скорее поможет Александру Лукашенко, чтобы тот построил лагеря для беженцев в Белоруссии. Или за «фильтр» для мигрантов получит деньги от атакуемой ими Европы?

Как сообщил «Коммерсант», российские компании-импортёры, входящие в Консультативный совет по иностранным инвестициям, обратились к вице-премьеру РФ Андрею Белоусову с просьбой о помощи. Вызванный миграционным кризисом транспортный коллапс на польско-белорусской границе, через которую проходит 10% российского импорта (из них 90% —автоперевозками), грозит российским потребителям серьёзными перебоями с поставками товаров, в том числе, первой необходимости. Не добавляет оптимизма и тот факт, что премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий объявил о возможности полного закрытия границы с Белоруссией.

Время перехода автотранспорта через границу увеличилось до 80 часов, а день простоя одной машины обходится компаниям минимум в 500 евро (примерно 42 тысячи рублей). Это естественным образом повлияет и на сроки доставки, и на конечную стоимость товаров широкого перечня: продовольственные и непродовольственные товары, медизделия, сырье, компоненты, упаковка и оборудование.

При этом простого логистического решения проблемы не просматривается: на объездных маршрутах через Латвию или Литву также появились пробки, проезд по этим путям даже в нормальных условиях увеличивает затраты минимум на €300 на одну машину, а использование иного транспорта тоже ощутимо увеличит стоимость доставки. Бизнес надеется только на политическое урегулирование ситуации и просит Андрея Белоусова оказать содействие обеспечению межведомственной координации и подготовке к увеличению грузопотоков через границу РФ с Латвией. Пресс-служба компании Danone, входящей, по информации «Коммерсанта», в Консультационный совет, сообщила «Московской газете», что ситуация никак не касается компании, а пресс-служба Coca-Cola оперативно не предоставила информации по запросу издания.

Сейчас КПП на польско-белорусской границе работают с более тщательной проверкой автомобилей, объяснил президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

«Когда была аналогичная ситуация во Франции и Англии в тоннеле Ла-Манш, мигранты буквально на ходу запрыгивали в машины и прятались там – напомнил эксперт. – Думаю, идет более тщательный контроль, и поэтому накапливается очередь».

Мы имеем дело не с той ситуацией, когда ради поддержки какого-то бизнеса политики разных государств будут организовывать встречу на высоком уровне, считает Владимир Матягин. При этом транспортный кризис играет на руку Польше и польским перевозчикам.

«У нас с поляками большое политическое напряжение. На уступки и переговоры они вряд ли пойдут, они хотят сдержать миграционный поток. Они лучше сделают преференции для польских перевозчиков, чем для российских. Между Россией и Польшей ежегодно подписываются квоты на проезд определенного количества автомобилей. Если российские перевозчики за этот год не смогут выбрать эти квоты и что-то вывезти из стран Европы, эти квоты заберет польский перевозчик. Или германский, или литовский. Это конкуренция на государственном уровне, государства поддерживают бизнес своей страны. И если мы говорим «дайте нашим перевозчикам преимущества, зачем Польше это делать?» Как говорится, «чем соседу хуже, тем мне на душе радостней». Какие-то контракты они могут перетянуть на себя, и это ударит по нашему грузоперевозчику. Польша – монополист: единственный «коридор» перевозок в Европу проходит для нас через Польшу, через Украину российские перевозчики после событий 2014 года просто не ездят», — рассказал эксперт «Московской газете».

В подобном положении с июля месяца на китайско-российской границе в Манчжурии стоит несколько тысяч российских перевозчиков, рассказал собеседник издания. «Месяц у них занимает заехать в Китай, забрать груз и уехать. Там влияет энергетический фактор и коронавирусные ограничения. Возможно, COVID-19 влияет и на ситуацию на польско-белорусской границе», — предположил Матягин.

Расплачиваться за выход из миграционно-транспортного кризиса будет Европа, а выгоду от него получает Белоруссия, считает президент «Грузавтотранса»

«Когда хлынул миграционный поток в Европу, Турции заплатили денег, чтобы они его сдерживали. Около 3 миллиардов долларов им выплачивают каждый год, чтобы они создавали у себя миграционные лагеря и т.д.  Звонок Меркель белорусскому президенту на прошлой неделе был вызван, вероятно, такими же соображениями. То, что они начали обеспечивать мигрантам достойные условия проживания, а некоторых иностранцев стали возвращать на родину, это за чей счёт банкет? Возможно, Евросоюз дал денег Белоруссии, чтобы защититься от мигрантов. Вероятно, в Минске понимают, что чем больше будет мигрантов, тем больше Европа заплатит», – рассказал Владимир Матягин.

От ситуации на польско-белорусской границе потеряют не грузоперевозчики, а российские импортёры, западные экспортёры и, конечно, российские потребители, считает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Транспортные компании, находясь в такой ситуации, уже повышают стоимость перевозки, потому что из-за задержки на КПП на польско-белорусской границе машина дольше делает кругорейс. Транспортные компании не останутся в накладе и даже заработают ещё больше. А вот экспортёры и российские импортёры останутся не у дел, потому что им придётся повысить ставки за саму перевозку, плюс к тому, будет непрогнозируемость сроков поставки товаров, что естественным образом скажется на стоимости самих товаров для конечных потребителей».

Но долго этот кризис продолжаться не может, считает эксперт.

«Потери будут локальными и на небольшом промежутке времени, в течение нескольких месяцев. На коротком отрезке это будут серьёзные последствия, но это кризис будет купирован в течение ближайших двух недель. При непосредственном участии двух сторон конфликта – ЕС и Белоруссии, – и как переговорщик, администратор, модератор этих переговоров, скорее всего, выступит Россия», — предположил Георгий Властопуло.

По его мнению, бизнес – и российский, и западный – пытается использовать транспортный кризис на польско-белорусской границе как сильное информационное событие в свою пользу.

«Я уже слышал по радио, что экспортёры Европы якобы подготовили письмо, что пора заниматься миграционным кризисом уже на уровне Брюсселя, потому что несвоевременно отгружаются товары, удорожается транспорт. Я думаю, в ближайшее время здравый смысл возьмёт верх, и ситуация нормализуется», – считает специалист.

Как полагает Властопуло, польские грузоперевозчики вряд ли что-то выиграют от ситуации. При этом, несмотря на то что Россия давно теряет рынок международных автогрузовых перевозок, сейчас выгоду могут получить именно российские перевозчики.

«Рынок автогрузовых перевозок в России давно не представляет собой какую-то интересную растущую историю. Транспортные компании уходят во внутренние перевозки и составляют все большую долю международных перевозок западным компаниям. Литовским, латышским, польским, белорусским, по ряду экономических факторов, в том числе, дешевого лизинга. Не думаю, что эта проблема может иметь какое-то развитие. Когда есть такой кризис, компании резиденты (находящиеся на территории страны, куда осуществляется импорт), выигрывают, резиденты имеют разрешение, чтобы грузиться в Европе и доставлять грузы напрямую в Россию. Для того, чтобы это мог сделать перевозчик-не резидент, ему нужно иметь трёхсторонее разрешение загрузиться в какой-то третьей стране и перевезти груз в третью страну, которой для него является Россия. Россия в этом смысле может эти разрешения деклассировать. Нерезиденты имеют меньше шансов воспользоваться такой ситуацией, чем резиденты. Нашему перевозчику это будет на руку. Эта ситуация и ее последствия будут играть на достаточно коротком отрезке времени», – подчеркнул эксперт.

Выход из ситуации возможен только через Белоруссию, власти которой получают главную выгоду от происходящего, считает экономист, бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев. Но платить, скорее всего, будет Россия.

«Запад точно не готов принимать этих мигрантов. В первую очередь, Польша. Понятно, что этот поток – рукотворный, белорусские власти явно в этом замешаны. Единственный работающий вариант – отправлять часть мигрантов обратно, – тех, кто к этому готов и кому не угрожает на родине смертельная опасность. В дополнение к этому, России, скорее всего, придётся раскошеливаться и спонсировать в Белоруссии создание лагерей для беженцев с их возможным трудоустройством. Теоретически на это может раскошелиться и Европа. Но, насколько я знаю, Европа была готова предоставить гуманитарную помощь одноразово или на протяжении какого-то промежутка времени: оказывать содействие продовольствием и медикаментами. Не думаю, что Европа готова содержать мигрантов длительное время», – заявил Андрей Нечаев.

По мнению эксперта, кризис отразится не только на цене российских товаров и продуктов: «Цена продуктов вырастет уже хотя бы потому, что сегодня вместе с фондовым рынком обвалился рубль, и непонятно, когда будет «откат» назад, потому что цена на нефть в последнее время стала снижаться. Да и не в традициях российского правительства особенно поддерживать бизнес. Поэтому не думаю, что импортёры могут рассчитывать на какую-то весомую поддержку — максимум, им отсрочат выплат каких-то налогов. Но главная проблема даже не в том, что к нам не поступают какие-то товары, а в том, что не поступает сырьё для их производства. Уже есть сообщения, что несколько заводов, в том числе, автомобильных, просто остановились из-за того, что к ним не идут комплектующие. Стратегически всё это, конечно, негативно скажется на российской инфляции».

По мнению бывшего министра экономики РФ, учитывая поведение президента Белоруссии, трудно сказать, сколько продлится инициированный, в том числе, им самим кризис, поэтому российской власти следовало бы действовать в этом вопросе жёстче.

«Похоже, что Лукашенко откровенно блефует, когда заявляет о том, что перекроет газопроводы, железнодорожные пути и автомобильные трассы. У меня сразу возникает вопрос, компенсирует ли он в этом случае потери «Газпрому» и российскому бюджету? Здесь российские власти должны его поправить. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков это сделал, но очень деликатно. Это нагнетание со стороны Лукашенко не содействует достижению договоренностей с Западом по разрешению миграционного кризиса», — подчеркнул Нечаев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Миграционный кризис, импорт, евросоюз, Белоруссия
Поделиться
Похожие новости