Новость общества

Число криминальных нападений на ломбарды выросло

Число криминальных нападений на ломбарды выросло

Фото © «Московская газета»

18.10.2024 в 09:49:00
1657

«Московская газета» выяснила, как идут дела у современных российских ломбардов — заведений, куда люди идут за займом, если проценты микрофинансовых организаций для них слишком высоки

Количество клиентов российских ломбардов не меняется, а процентные ставки постоянно снижаются под давлением устанавливаемых предельных ставок со стороны ЦБ, рассказал изданию президент СРО «Ассоциация развития ломбардов» (Екатеринбург) Сергей Соковников.

«Регуляторное давление способствует консолидации рынка крупными участниками, которые работают под определёнными брендами. Они занимают примерно 70% всего рынка ломбардов. При этом удобство и дешевизна услуг ломбардов растут из года в год, но если раньше ломбарды были более гибкими и могли устанавливать ставки с учётом специфики, то сейчас такой возможности у них нет. Маленькие ломбарды, у которых 1-3 точки, постепенно вымирают, и на их место никто не приходит. Я наблюдал, как ломбард, у которого было 4 точки, раз в 3 месяца закрывал одну из них и наконец закрылся полностью. При этом ломбард потратился на установку сейфа, а также витрины с неразбиваемым стеклом за 1 млн рублей. И всё «на ветер». Главная точка ломбарда была на 2-м этаже небольшого центра бытовых услуг, федеральным ломбардам она оказалась неинтересна.

Стоит отметить, что у крупных ломбардов меньше расходов на 1 точку. Бухгалтер, айтишник, юрист, сотрудник службы безопасности, сотрудник контрольно-ревизионного отдела — маленькому ломбарду приходится привлекать все кадры со стороны, а у крупных эти обязанности «размазываются» между сотрудниками», — рассказал президент Ассоциации развития ломбардов.

Криминальные нападения на ломбарды за последние два года участились в два раза, сообщил Сергей Соковников. Теперь, по его словам, ломбардам приходится очень трезво оценивать ситуацию.

«В 2024 году услуги ЧОП подорожали на 30%», — сообщил президент Ассоциации развития ломбардов.

Каждый 15-ый россиянин — клиент ломбарда, отметил собеседник «Московской газеты».

«Это около 10 млн человек, и в основном это женщины. Чаще всего люди отдают в залог ювелирные изделия, потом — автомобили, бытовую технику и электронику. Некоторые автомобили, в частности китайские, ломбард не берёт в качестве залога или берёт, но со скидкой. Во времена кризиса до 50% займов не погашается. Но сейчас мы видим, что погашается 70-80% займов. Люди приходят к нам, чтобы занять деньги под меньший процент, чем в МФО, и дорожат своими вещами», — заключил Сергей Соковников.

Количество клиентов ломбардов не изменилось, наша клиентура — достаточно стабильный контингент, — рассказал «Московской газете» президент Национальной ассоциации ломбардов, эксперт по микрофинансированию и кредитной кооперации при ЦБ Пётр Слизкий.

«Что касается процентных ставок, у нас есть потолок — предельная стоимость займа, и мы на неё ориентируемся. И эта предельная стоимость займа для ломбардов постепенно снижается, а превышать её они не могут. С другой стороны, растёт стоимость золота. Это двустороннее давление существенно влияет на развитие и жизнь ломбардного рынка. Движения и роста здесь сейчас нет. При этом количество ломбардов в России стабильно, их около 1800», — сказал эксперт.

Но есть такой фактор рынка, как комиссионные магазины.

«Туда ушли многие ломбарды с начала реформы ломбардного рынка, которая началась в 2013-2014 гг., когда вводились реестр ломбардов, новая отчётность, новые требования к документам ломбардов и деловой репутации собственников и генеральных директоров. И многие ломбарды переквалифицировались в комиссионные магазины. Благодаря этому они перестали быть связанными предельной стоимостью займа, регуляторными ограничениями со стороны ЦБ. Этот рынок составил конкуренцию официальному рынку ломбардов. Национальная ассоциация ломбардов вместе с государством проводит работу по противодействию рынку комиссионных магазинов, но она пока недостаточно масштабна. Несмотря на то, что на рынке комиссионных магазинов много недобросовестных игроков, он продолжает процветать. Дело в том, что комиссионные магазины, по сути, являются ломбардами, но позиционируют себя как что-то иное и лучшее, чем ломбарды. Но рядовой клиент, приходящий туда, обычно считает, что он приходит в ломбард. Вместо договора займа по форме Банка России они заключают договор по своей форме — комиссионный договор, либо договор уступки с правом обратного выкупа, не информируя клиента об условиях договора и обязательствах, которые тот предусматривает, не информируя о полной стоимости услуг, и не дают гарантии качества оказываемых услуг», — посетовал президент Национальной ассоциации ломбардов.

Количество криминальных нападений на ломбарды действительно выросло, подтвердил Пётр Слизкий.

«Хотя раньше ломбарды были одними из наиболее защищённых финансовых заведений. Чаще грабили ювелирные магазины, при которых они находились, а вот взломать защищённое помещение ломбарда было достаточно тяжело. Сейчас злоумышленники проникают в помещение через пролом в стене, с помощью обмана товароведа, отвлечения внимания, отжатия двери и массы других способов. Это негативно влияет на репутацию ломбардов среди населения, которая и так не слишком хорошая, и на сохранность имущества клиентов. А ломбарды дают гарантию сохранности этого имущества и страхуют его за свой счёт, в отличие от комиссионных магазинов. Что касается услуг ЧОПов, то рынок охраны стабилен, но в разных городах расценки меняются. Допустим, в Санкт-Петербурге в сфере ЧОП есть несколько конкурентов. А в каком-нибудь городке вроде Апатит есть один ЧОП, который диктует цены. При этом у каждого ломбарда обязательно должна быть охранная сигнализация. В Петербурге абонентская плата за сигнализацию составит 4 тыс. рублей в месяц, а в тех же Апатитах — 10 тыс. рублей», — заключил Пётр Слизкий.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ломбард, нападения, займ, комиссионный магазин
Поделиться
Похожие новости