Новость общества

Что россияне предпочитают дарить на Новый год и когда задумываются о покупке подарков

Что россияне предпочитают дарить на Новый год и когда задумываются о покупке подарков

Фото © «Московская газета»

25.11.2023 в 11:26:00
1805

Самыми популярными новогодними подарками в России остаются еда и напитки, в том числе алкоголь. Такие выводы содержатся в результатах опроса, проведённого аналитическим центром университета «Синергия» в преддверии новогодних праздников

Опрос проводился среди 5000 респондентов из всех регионов РФ посредством рассылки анкет по электронной почте. В топ-5 подарков по популярности также вошли одежда и аксессуары, парфюмерия и косметика, игрушки и сувениры, а также полезные бытовые товары.

Большинство опрошенных предпочитают приобретать подарки для друзей и родственников заранее, а не в последний момент. Так поступают 72% жителей России. Однако лишь немногие приобретают презенты за месяц или раньше. Большинство занимаются покупкой подарков за неделю до Нового года или в последние дни перед праздником – такие варианты ответов выбрали 38% и 34% соответственно. Чаще всего люди задумываются о покупке подарков заранее потому, что хотят избежать предновогоднего ажиотажа в магазинах, сопровождающегося очередями и повышением цен. Также многим не хочется слишком долго переживать из-за отсутствия подарков для близких. Те респонденты, которые всё же покупают подарки в самый последний момент, чаще всего не могут найти время для выбора подарков или не хотят заниматься этим заранее, либо просто не знают, что дарить.

Интересно, что 58% россиян при покупке подарков пользуются как онлайн-площадками, так и оффлайн-магазинами. Исключительно интернет-шоппинг предпочитают 24%, а только в традиционных магазинах подарки выбирают 18% респондентов.

Не менее интересны выводы, касающиеся финансовой стороны процесса. В этом году значительно больше россиян готовы ограничивать бюджет, выделяемый на подарки. До 5000 рублей на эти цели готовы потратить 64% против 61% в прошлом году. От 5000 до 10000 рублей собираются потратить 27% опрошенных против 26% в 2022-м. И только количество тех, кто может себе позволить купить подарков больше чем на 10000 рублей, снизилось с 13% до 9%. Около трети респондентов констатировали, что собираются сэкономить и на других аспектах подготовки к Новому году. Причинами такого решения стали снижение собственных доходов и инфляция. Лишь 10% готовы потратить больше денег, чем в прошлый раз. Зато 56% участников исследования заявили, что роста цен или падения доходов не заметили, поэтому планируют выделить на предновогоднюю подготовку столько же средств, сколько и в прошлом году.

Своими наблюдениями по поводу предпраздничных предпочтений покупателей с «Московской газетой» поделилась управляющая магазином «Подружка» в Одинцово Екатерина Веркина.

«Сейчас в розничных магазинах только появляется новогодний ассортимент товаров, поэтому интереса к ним практически нет. А вот в онлайне продажи уже идут: покупают недорогой (до 1000 рублей) декор для дома, косметику, игрушки и сувениры с символом года. По статистике прошлых лет каждый третий покупатель оставляет покупку новогодних подарков на последний момент. Это, думаю, связано с традицией и ожиданием новогоднего ажиотажа, когда улицы и магазины наполняются праздничной атмосферой. В этом году по этой причине начинают декорировать магазины заблаговременно. Это стимулирует продажи», — рассказала собеседница издания.

По словам Екатерины Веркиной, в большинстве случаев заранее подарки покупают люди старшего возраста, а молодёжь зачастую откладывает это на последнюю неделю.

«Стоимость новогоднего подарка осталась прежней. В среднем это от 500 до 2500 рублей за набор. Другой вопрос, что три года назад на эту сумму можно было купить более масштабный подарок, нежели сейчас. От так называемых бесполезных мелочей (игрушек, атрибутики) народ не отказывается. В дополнение к косметике или парфюму берут статуэтки и брелоки. А вот наборы с конфетами, к удивлению, спрашивают все реже», — резюмировала Екатерина Веркина.

По словам психолога и психотерапевта Юлии Терехиной, выбор подарков заранее добавляет людям спокойствия и уверенности в себе.

«Важную роль играют комфорт и уверенность в успехе покупки. Запасаясь подарками заблаговременно, люди чувствуют себя более спокойными и уверенными в том, что найдут нужный подарок для каждого близкого человека. Это позволяет избежать стресса и спешки, которые часто сопровождают последние дни перед Новым годом», — рассказала специалист.

Между тем экономисты также призывают делать покупки к Новому году заранее, апеллируя к финансовой целесообразности. Кандидат экономических наук Михаил Беляев посоветовал уже в ноябре продумать, что именно понадобится для новогоднего стола, и начать закупку необходимых ингредиентов. Заблаговременно можно приобрести алкоголь и те продукты, которые без проблем выдержат более длительное хранение. Такая тактика позволит более равномерно распределить расходы на подготовку к Новому году. Кроме того, с приближением праздника цены на многие ходовые товары в магазинах могут вырасти.

Насколько именно поднимется стоимость традиционных новогодних продуктов, многие эксперты сказать пока не берутся. Однако сам факт подорожания отрицать вряд ли приходится.

Экономист Константин Селянин напомнил, что самые популярные новогодние продукты дорожают каждый год, и в этом нет ничего удивительного. Спрос ожидаемо увеличивается, и продавцы не могут упустить такой шанс получить дополнительную прибыль. По словам Селянина, уже можно наблюдать рост цен на красную икру, рыбу, куриное мясо и яйца. Росстат обещает к концу года опубликовать очередную сводку по средней стоимости салата оливье. Пока же фиксируется подорожание его отдельных ингредиентов. Так, за неделю с 14 по 20 ноября цены на куриные яйца выросли на 4,5%, а на огурцы – на 7%. Из этой динамики можно сделать очевидный вывод о том, что траты действительно лучше распределить более равномерно, покупая заранее хотя бы часть подарков, деликатесов и других атрибутов самого любимого праздника россиян, чтобы Новый год не стал слишком тяжёлым ударом по семейному бюджету.

Ранее клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский рассказывал, что можно подарить человеку, у которого, кажется, всё уже есть. Специалист объяснил, что сама природа подарка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Изначально человек, как и любое живое существо, добывал из окружающей среды всё нужное для жизни и считал себя единственным законным обладателем всего добытого, не только не желая делиться с кем-то другим своими ресурсами, но и защищая их от посягательств извне. Однако по мере перехода от биологической стадии эволюции к социальной люди постепенно учились преодолевать свой природный эгоизм и делиться ресурсами с ближним кругом, в том числе с детьми и самыми ближайшими родственниками. Так появилось явление дара в смысле добровольной передачи части добытых ресурсов другому для поддержания его существования. По мере усложнения общества подарок перестал означать исключительно какие-то ресурсы, необходимые для удовлетворения физиологических потребностей, а стал принимать форму любых предметов, имеющих какую-то ценность для другого. Это могут быть деньги, полезные в быту вещи, украшения, автомобили или плоды научной и творческой деятельности.

Как отметил Валерий Ивановский, чем более развито общество, тем более рудиментарным становится явление подарка, приобретающее форму либо очень дорогостоящих вещей, либо произведений искусства и других результатов интеллектуального и творческого труда. В менее развитых обществах подарки, напротив, остаются более традиционным и распространённым явлением.

Клинический психолог призвал осторожно относиться к дарению, поскольку не все люди могут позитивно воспринимать подарки. Ведь на подсознательном уровне подарок по-прежнему может восприниматься как свидетельство беспомощности одаряемого, которому необходима внешняя поддержка для жизни. Если человек не уверен в себе и своих силах, подарок от другого человека может стать для него доказательством его мнимой слабости и дополнительным психологическим испытанием. Бывают и случаи, когда человек является ярко выраженной личностью, воспринимающей подарки как некий вызов своему лидерству. Валерий Ивановский порекомендовал никогда не выбирать в качестве подарка дешёвые и стандартные вещи, поскольку такой дежурный подарок не сможет передать реальных чувств к человеку и желания его порадовать.

«Самым лучшим вариантом может стать индивидуально подобранный подарок, отражающий конкретного адресата, его личность, потребности и интересы. Лучше всего, если человек принимает непосредственное участие в создании подарков для близких и дорогих людей. Конечно, вовсе не обязательно самому создавать какую-то вещь, ведь для этого необходимы специфические навыки и умения, которые есть далеко не у всех. Но можно поучаствовать в разработке подарка, заказанного у мастеров для конкретного человека. Таким образом можно продемонстрировать одаряемому, что вы цените его личность и хотите порадовать именно его своим вниманием», — подчеркнул клинический психолог.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
подарки, новый год, покупка
Поделиться
Похожие новости