Новость общества

Что станет с мастерскими после запрета нецелевого использования гаражей

Что станет с мастерскими после запрета нецелевого использования гаражей

Фото © «Московская газета»

02.09.2022 в 12:30:00
9105

В Тольятти, в самом сердце России находится самый большой гаражный бокс: в 2016 году по данным журнала «Секрет фирмы», местный авторазбор состоял из 40 000 боксов. И был впереди Москвы и Санкт-Петербурга. Автор даже приводит сравнение: кооператив на проспекте Вернадского в столице — 5000 гаражей. В ульяновском — 10 000

«Ничего об этом не слышали»

Рынок «Пламя» в Тольятти знают, наверное, все. Это та самая территория, описанная журналистами журнала «Секрет фирмы». Целый мир, где не только ремонтируют автомобили, лодки и другую технику или продают запчасти. Тут кафе, пивные, неподалёку открыли новый отель, здесь решаются самые разные вопросы.

С 1 сентября для таких гаражных массивов как «Пламя» начались новые времена. Накануне вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, запрещающие нецелевое использование парковочных мест и гаражей. Кроме того, теперь лишиться гаража можно и по жалобе соседей на ненадлежащее содержание объекта.

Корреспондент «Московской газеты» связался с представителем одной из станций технического обслуживая (СТО), расположенной на улице Офицерской в Тольятти. Но человек на другом конце провода сказал, что ничего не знает про эту законодательную инициативу и дал понять, что не хочет больше продолжать разговор.

Другой собеседник «Московской» юрист Роман Крюков считает, что инспектировать гаражные кооперативы всё же будут. Причём, займутся этим органы местного самоуправления. Для этого заявителю достаточно написать жалобу на захламленные постройки, насекомых, шум или незаконную коммерческую деятельность.

«Конечно, после первого визита забирать гараж не будут, владельцу вынесут предупреждение, возможно даже несколько предупреждений, но если проблема не будет устранена, то решением займется суд. По решению суда гараж могут выставить на публичные торги и продать. При этом собственник получит сумму, из которой предварительно вычтут все издержки», — пояснил правозащитник.

Юрист также подчеркнул, что данные изменения будут действовать во всех регионах страны.

Права и обязанности

Прокуратура в своём разъяснении ссылается на положение статьи 2877 ГК РФ. Из него следует, что гараж, а также машиноместо подлежат выкупу, если владелец решит использовать их не по назначению, например, оборудовать автомойку, шиномонтаж вместо хранения автомобиля или мотоцикла.

«В таком случае уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения, — говорится в ГК РФ. — Если собственник помещения после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

«Серая и чёрная» зона

Адвокат, кандидат юридических наук Александр Зорин считает, что гаражи всегда были в «серой», или даже «чёрной» зоне. Никто, например, не сдавал их официально.

«Автомобильные мастерские строили себе помещения, — говорит Зорин. — Платили налоги, оформляли официальные договора, выдавали клиентам чеки. Ну, а шарашмотажконторы или, как я их называю кулибины на отшибе, были всегда. Они редко оформляются, как индивидуальные предприниматели или самозанятые.

Собеседник «Московской газеты» считает, что условные кулибины не будут платит налоги.

По словам коллеги Александра Зорина Романа Крюкова, до вступления поправок в силу владельцам гаражей, чьи соседи устраивают нелегальные мастерские, или шиномонтажки приходилось годами бороться с шумом, потопами и мусором.

«Хотя закон, как показывает практика, все равно был на стороне истца. Что делать таким мастерам? Ответ прост: искать профессионально оборудованные пространства. Тех, кто чинит в гараже собственный автомобиль, инициатива не затронет, поскольку о коммерческой деятельности речи не идет», — подытожил Крюков.

Рейды по гаражам?

Адвокат Зорин сомневается, что кто-то из чиновников сейчас будет обследовать гаражи: «Единственное, что таким ремесленникам придётся убрать вывески, или размещать рекламу в интернете».

Автоэксперт, координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова, в свою очередь, отметила, что в текущей, не самой простой для многих людей экономической ситуации эта новация вряд ли вызовет восторг у автовладельцев и собственников гаражей.

«Безусловно это ударит и по малому бизнесу, и по кошелькам водителей, которые в целях экономии ремонтируют авто сами или в таких вот гаражных сервисах, что на порядок дешевле. Чем они помешали государству, совершенно неясно. Просто обрубили для людей еще одну возможность самостоятельной занятости. Что касается рисков, они есть и с обычными автосервисами, не повезло с мастером, побегай еще докажи, что это он некачественно выполнил работу. А таких вот гаражных специалистов с золотыми руками еще в некоторых официальных сервисах поискать. На самом деле гарантий нет нигде. А вот то, что сейчас начнутся жалобы, проверки этих гаражей, конечно, может создать и излишнюю нервозность в обществе и заставит кого-то закрыть свое маленькое дело. Также не очень понятно, кто и как будет определять, какие именно вещи в гараже являются или не являются мусором и тем, что хранить не позволено», — заключила представитель движения «Синих ведёрки».

Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков в беседе с «Московской газетой» отметил, что нововведение ни к чему не приведет, поскольку муниципальные власти не всегда способны постоянно держать ситуацию на контроле.

«Как машины ремонтировались в гаражах, так и будут ремонтироваться. Введение всех этих ограничений в нынешнее время — это плохая идея. Некоторые люди и так на грани выживания, в том числе и с автомобилями, все ищут на чем сэкономить. Каких-то запчастей вообще нет, некоторые ремонты можно провести только с подбором б\у элементов. И как будут определять, ремонтирует человек свою машину или соседа в своем гараже? Это напоминает очередную попытка «закрутить гайки», — подытожил Максим Кадаков.

ТеГИ
мастерские, гараж, запрет, автомобиль
Поделиться
Похожие новости