Новость общества

Длительный отдых для человека: польза или наказание?

Длительный отдых для человека: польза или наказание?

фото: freepik

08.01.2023 в 15:46:00
4731

Мы выходим из 10-дневного отдыха, и это не всегда легко. Для многих 9 января становится сильным стрессом. Власти еще недавно обсуждали возможность введения 4-дневной рабочей недели. Казалось бы, это заманчиво, но не будут ли три выходных точно так же скорее ломать рабочий ритм, нежели давать лучше отдохнуть? Не зря же понедельники уже сейчас считают тяжелыми

Исследования Tel Aviv University показывают, что даже длительный отпуск от выгорания не помогает, а в последние дни каникул накатывает еще большая грусть. Некоторые считают, что выйти из краткосрочного отпуска в 4 дня проще, и советуют устраивать его себе, добавляя к выходным еще и отгулы.

О разумном соотношении отдыха и труда в жизни человека рассуждает клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

Если остановить движение, материя умрет

Рассматривая отдых как состояние отсутствия деятельности, причём ратуя за увеличение промежутков отдыха, мы тем самым стремимся уменьшить количество движения и развития не только человека, но и общества и в конечном счёте Вселенной.

Сама эта тема является отголоском того механистического подхода к человеку, его психики, которая явилась следствием релятивистской физики Ньютона.

Ведь когда-то, изучая физические процессы и законы, он, используя метод абстракции, допускал идеальное состояние, когда, например, тела находятся в покое. Впоследствии уже из этих покоящихся тел он выводил определенные законы, которые предопределили развитие и техники, и науки на многие столетия, в том числе и в области психологии. А затем на основании этих механистических представлений о том, что все тела, как, например, маятник, стремятся к покою и так далее, возникло достаточно большое количество психологических теорий. Часть из них продолжает оказывать влияние на состояние психологии до сих пор.

Согласно этим воззрениям человек якобы стремится к состоянию покоя. То есть он всё делает для того, чтобы не работать, чтобы отдыхать. Это очень вредное и даже где-то преступное заблуждение, связанное с тем, что естественное состояние Вселенной, материи – это движение. Недаром же говорят, что движение – это жизнь! Материя существует, только пока движутся ее составные элементы. Недаром, когда замирает движение, мы говорим, что наступает абсолютный ноль, материя умирает, она перестает существовать как таковая, перестают действовать законы Жизни и Развития, для этого даже существует пугающий термин — тепловая смерть Вселенной. Движение деятельность — это основной закон не только человеческого существования, это базовый принцип Бытия, а покой, это то, что в жизни практически не встречается.

Общее количество движения со временем нарастает

То есть любая живая и неживая материя постоянно находится в движении, это ее естественное состояние. Движение, деятельность — это неотъемлемый атрибут материи. Если начинать с мельчайших, известных науке элементов, то электроны, протоны, нейтроны, фотоны демонстрируют нам процесс постоянного безостановочного движения, не отстают от них и макротела- звезды, планеты, туманности и галактики-все находится в ежесекундном, неостановимом движении.

Так вот, всё в природе стремится не к покою, а к движению – всё движется. Причем, эволюция демонстрирует, что со временем количество движение только нарастает, общая сумма этого движения увеличивается. А когда развитие на Земле переходит к биологической эволюции, а затем к социальной, мы видим, что это движение ускоряется.

И вот появляется человек, освобождается атомная энергия, полеты в космос задают вектор принципиально иному взаимодействию макротел, что увеличивает общее количество движения, деятельности и так далее. То есть общее количество потребляемой и производимой человеком энергии нарастает. На данный момент наиболее мощным способом консервации и использования энергии, наверное, является информация. Но и сейчас мы видим, что каждый день, каждый час жития человека приводит нас ко всё новым и новым открытиям, которые увеличивают общее количество движения, общее количество энергии, которое поступает в распоряжение человека, а значит Вселенной. Вообще для Вселенной человек играет роль некоей нервной системы, которая позволяет не только упорядочивать течение энергий, но и осознавать себя. Вселенная смотрит на себя глазами людей.

Волк, отдыхающий от роли волка, выглядит абсурдно

Поэтому, с одной стороны, в природе остановка движения, отдых, состояние покоя – всё это, скорее, исключение, чем правило. То, что правит нашей Вселенной, это движение во всех его формах и разнообразиях. С другой стороны, человек является, безусловно, продуктом Вселенной, ее дитем, которое во всем подчиняется ее законам.

А если мы понаблюдаем за человеком, вся его деятельность направлена на то, чтобы как можно больше двигаться, осуществлять как можно больше деятельности, как можно в больших количествах преобразовывать себя и окружающую действительность. На социальном этапе эволюции мы приходим к тому, что удельный вес индивидуальной человеческой деятельности увеличивается. Чем более развито общество, тем более весом вклад каждого члена общества в общее социальное движение, социальное действие.

И в этой связи разговоры о том, что необходимо уменьшать количество рабочих дней, давать человеку больше отдыха и так далее, они противоестественны и с точки зрения биологии, и с точки зрения физики, процесса. С точки зрения биологии, вы можете представить себе эти разговоры, например, про отношение к лошади или, скажем, к волку или зайцу, что ему необходимо какое-то время для того, чтобы отдыхать от своей роли волка или зайца? Это звучит абсурдно!

Чего ради расчеловечивать человека?

И почему-то мы не замечаем этого абсурда по отношению к человеку. Ведь деятельность, труд, как мы показали с точки зрения физики, это не только естественно – это единственно возможный путь проживания человека. А с другой стороны, именно деятельность, именно труд делает человека человеком, даже несколько стыдно повторять эту фразу, которая уже стало общим местом о том, что труд сделал человека. А мы теперь под влиянием каких-то странных теорий, причем, которые имеют мало отношения к науке, вдруг, пытаемся повернуть эволюцию вспять? Опять немного расчеловечиться, стать немножко больше животным?

Поэтому все эти разговоры контрпродуктивны, они не имеют никакой научной подоплеки, это призыв к инволюции, к остановке прогресса и развития. Ведь разговоры об увеличении отдыха и уменьшении рабочей недели ведут к снижению привлекательности труда, смещая акцент на праздность и индустрию развлечений, что ведёт к отставанию в науке и технике и примитивизирует уклад экономики, снижая коэффициент результативности труда, наводняя рынок низкоквалифицированной и физически трудной работой. Что заставляет таких работников требовать увеличения отдыха и усиления культуры праздности, потому что изнурённый физически человек, не проводит отдых самосовершенствуются, читая и творя, он много ест и много спит или смотрит телевизор. Что ещё больше погружает его и общество в архаику, замедляя развитие и усложнение системы, что делает ее неконкурентноспособной и приводит к дизэнтеграции. Мы хотим отдыхать от чего? От какого труда? От того, чтобы быть собой, от того, чтобы быть человеком?

Удача, когда хобби и работа совпадают

Другое дело, что в последнее время человек отчуждается от своего труда, он отчуждается от самого себя, от своих стремлений. Ситуация такова, что, начиная со школы, института, процесс социализации происходит достаточно хаотично. Он получается несколько фрагментарным.

Ни школа, ни высшая школа, судя по всему, не дают сначала школьнику, а потом студенту достаточное представление о каких-то базовых социальных понятиях: о человеке, об обществе, о взаимодействии человека и общества, о роли человека в обществе и роли общества в жизни человека, в том числе о роли деятельности конкретного человека в общем процессе общественного развития и так далее.

То есть, если бы всё это было понятно и достаточно разъяснено, тогда бы человек, начиная со школы, выбирал бы тот труд, ту деятельность, которая подходит к наиболее его индивидуальным склонностям, его предпочтениям. И в этом плане мы бы сталкивались с ситуацией, когда человек бы не «работал», а занимался бы любимым делом – назовите это как хотите, «хобби» и так далее. Недаром существует такая поговорка – занимайся любимым делом и тебе не придется ни дня в своей жизни работать.

Делая счастливее других, человек сам становится лучше

То есть мы говорим в данном случае не о том, что работа, деятельность требуют какого-то периода восстановления, мы говорим о том, что в подавляющем большинстве случаев человек занимается не своим делом. И это рождает у него перманентный конфликт, напряженность, которую он через определенный период начинает воспринимать как стресс, и ему требуется какое-то время для того, чтобы нервную систему, истощенную этим стрессом, восстановить.

Но это уже не вопрос труда, это вопрос профориентации, это вопрос выбора способа, линии жизни человека. Это не имеет отношения к деятельности, к труду как таковому, это имеет отношение к человеку, к его мировоззрению, к его пониманию своей роли и места в этом мире, общим принципам, механизмам функционирования этого мира.

Потому что если человек занимается своим делом, если он им горит, если оно ему нравится, то каждую секунду, каждую минуту, каждый день эта деятельность дарит человеку мало того, что только положительные эмоции, она развивает этого человека, делает его сильнее. И он одномоментно делает лучше и счастливее всех, кто находится вокруг него, и человек, видя это, сам становится лучше.

Всё, что не используется, отмирает

Теория о том, что человеку необходимо отдыхать от какой-то деятельности, от труда, что ему необходим отпуск, и теперь необходимо сделать 4-дневную неделю, наталкивается на один очень интересный пример из области физиологии и биологии.

Существует такой эволюционный принцип, что всё, что организм не использует, отмирает. В этой связи достаточно часто мы сталкиваемся с такой ситуацией: если вы, например, серьезно поранили руку или ногу, сломали кость и вынуждены ходить в гипсе, держать в каком-то подвешенном, бездеятельном состоянии, когда мы травмированную руку или ногу подвешиваем на перевязь, то после того, как гипс снимается, нога или рука достаточно серьезно атрофируются. И требуется достаточно большой период восстановления.

Это происходит потому, что эволюция весьма нетерпима к праздности. На всё, что не используется, организм перестает тратить свои ресурсы. Если человек ходит с одной подвязанной рукой, он день выжил, два выжил, три, неделю, то затем организм дает сигнал «А я могу и без этой руки» – и она начинает отмирать.

Труд, по определению своему, социален

А если мы хотим, чтобы наши мышцы руки были лучше, сильнее, функциональнее, мы же с вами не вешаем их плетьми и делаем минимум движений, стараюсь как можно меньше их нагружать. Наоборот, если мы хотим укрепить свои руки, свой организм, то даем ему физическую нагрузку, а никак не дополнительный отдых. И этот же принцип распространяется и на всю жизнедеятельность. Если человек хочет быть сильнее, если он хочет быть выносливым, свежим, результативным и отдохнувшим, он должен, наоборот, больше работать, а не меньше.

Опять же, деятельность человека, мы повторим, это не просто деятельность по удовлетворению каких-то утилитарных потребностей: поел, поспал, занялся сексом и так далее – его деятельность, его труд, он всегда социален. Он преобразует и его, и общество. И он определенным образом развивает и облагораживает человека, меняет в лучшую сторону, усложняет в хорошем смысле ситуацию вокруг.

Поэтому, единственно нормальный вопрос, который должен в этой ситуации ставиться, это более точное, с использованием всех достижений и психологии, и социологии, профессиональное ориентирование, которое помогало бы человеку наилучшим образом определять свои таланты, свои склонности, свои желания заниматься тем или иным трудом.

Ответственность каждого – результат для всех

Причем, человек тем счастливей, тем результативней, чем более ярко выраженный социальный эффект имеет его деятельность, чем большему количеству людей от деятельности человека так или иначе становится хорошо, тем более счастлив, тем более продуктивен человек.

И второе, мы должны находить всё большие и большие возможности для разнообразных деятельностей. Не пытаться увеличить досуг человека, его отдых, его бездеятельность, а наоборот. Ведь чем чаще разнообразней и деятельней человек соприкасается с действительностью с другими людьми и ситуациями, тем более адекватно он понимает и оценивает окружающую действительность, тем более гармоничнее он в своих поступках, желаниях и стремлениях.

Ограничивать деятельность человека противоестественно

Еще одно наблюдение может быть связано с тем, что вот такие теории относительно укороченной рабочей недели под эгидой заботы о социуме возникают в тех странах, где основная энергия государственного и общественного бытия получается или добывается не за счет квалифицированной деятельности граждан, которые развивая науку, технологии и все более результативные способы экономической деятельности, увеличивают совокупную энергию государства и общества а, например, за счет эксплуатации природных ресурсов.

В таком государстве вся основная денежная масса получается не за счет того, что миллионы граждан занимаются каждый результативным трудом и вносят свою лепту и в экономику, и в политику, и в культуру, и в другие сферы общественной жизни, а достигается, например, за счет эксплуатации природных ископаемых – это уголь, нефть, газ, золото, алмазы.

В такой ситуации необходима достаточно узкая прослойка работников определенной квалификации, которые извлекают эти природные ископаемые; какая-то прослойка тех, кто всё это реализует; какая-то прослойка тех, кто следит за тем, чтобы граждане были в повиновении – в общем-то, и всё. Такие теории могут произрастать в государстве, которое не видит ценности человека, так как человеческая ценность смещена на какие-то активы, находящиеся вне человека, такой подход больше свойственен африканскому континенту и некоторым азиатским странам.

В развитом государстве, в развитом технологически, там, где превалируют наука и техника, научная мысль, там ценность человека, его деятельность является приоритетной, первостепенной, и такие вещи в принципе не возникают. Там возникают вопросы, связанные с тем, как сделать определенную деятельность легче, безопаснее, результативнее, но никак не ограничивать каким-то образом деятельность человека. Потому что, еще раз подчеркну, это противоестественно!

Автор: Сергей Смирнов
ТеГИ
отдых, психолог, валерий ивановский
Поделиться
Похожие новости