Новость общества

Дольше и дороже, но не всегда. Что происходит с сервисами доставки и такси от «Яндекса»

Дольше и дороже, но не всегда. Что происходит с сервисами доставки и такси от «Яндекса»

Фото © «Московская газета»

07.12.2022 в 18:14:00
4612

В редакцию стали поступать отзывы от клиентов «Яндекс Еда» и «Яндекс Go», в которых люди отмечали повышение цен и более долгое по времени оказание услуг. Так, в Москве и в других регионах из некоторых ресторанов не удавалось сделать заказ на доставку в те временные интервалы, которые ранее были доступны, а стоимость доставки возрастала. Те же проблемы коснулись и сервиса такси. В Сети можно найти немало отзывов о том, что в приложении долго не удаётся найти свободную машину, время ожидания увеличивается, а стоимость поездок растёт. Рост цен в этом году не скрывали и в самом агрегаторе

В апреле, стоило уйти с рынка конкурирующей компании «Ситимобил», «Яндекс Go» объявил об увеличении тарифов. Конкретный процент роста стоимости не был назван – он зависит от региона и времени заказа, однако подорожание затронуло стоимость минуты и километра поездки, а также базовую стоимость подачи машины во многих субъектах. Агрегатор объяснял необходимость повышения цен удорожанием содержания и обслуживания автомобилей.

Сейчас сервис пытается исправить ситуацию с дороговизной поездок, которая становится особенно заметной в пиковые часы. «Яндекс Go» ещё летом начал тестировать новую функцию поездок с попутчиком, в рамках которой водитель мог выполнять сразу два заказа, если маршруты пассажиров примерно совпадали. В тестовом режиме этот тариф запустили в Екатеринбурге, Саратове и Ярославле. К декабрю эксперимент, судя по всему, признали успешным, поскольку тариф «Вместе» заработал также в Москве и Санкт-Петербурге. «Яндекс» уверяет, что для пассажиров, которые едут с попутчиком, экономия может составить до 40%, а водитель заработает даже больше, поскольку де-факто выполняет сразу два заказа. При этом маршруты обоих пассажиров должны быть максимально схожими, что будет заранее выяснять искусственный интеллект. Также ни у одного из попутчиков не должно быть объёмного багажа. Пока спрос на новый вид услуг оценить сложно, так как она только внедряется, однако эксперты не ожидают, что инициатива окажется особенно успешной.

Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус отметил, что похожие услуги предлагали Uber, сервис такси «Максим» и другие компании, однако практика показала, что совместные поездки с другими пассажирами пользуются очень ограниченным спросом, в основном в малых городах и сельской местности. Кроме того, будет крайне непросто следить за выполнением всех условий, прописанных в тарифе, а число конфликтов между пассажирами и водителями может возрасти.

Природа проблем сервиса такси примерно понятна. Во-первых, из России ушли многие автомобильные бренды, а оставшиеся модели авто и запчасти к ним стремительно подорожали. Появлялась информация о том, что «Яндекс» в интересах таксопарков-партнёров ведёт переговоры с «АвтоВАЗом» и китайскими автопроизводителями о дополнительных поставках автомобилей, но об их итогах пока ничего неизвестно. В самом «Яндексе» журналистам отвечали, что пока дефицита таксомоторов нет, но переговоры на будущее действительно ведутся. Однако председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков заявил, что дефицит машин есть уже сейчас и будет усугубляться, поскольку поставок новых авто и комплектующих не хватает, а имеющиеся поставщики взвинтили цены.

Другим аспектом кризиса мог стать дефицит трудовых ресурсов. В этом году отмечен отток трудовых мигрантов из России. Между тем, в крупных городах иностранцы составляли существенную долю водителей такси. В Москве этот показатель доходил до 50%. Теперь освободившиеся места занимают россияне, но насколько успешно идёт этот процесс, доподлинно неизвестно.

«Московская газета» попросила пресс-службу «Яндекс Go» прокомментировать наличие возможных сложностей в компании и то, как агрегатор с ними справляется. Однако на момент написания материала ответ на редакционный запрос получен не был.

Что касается доставки еды, там могла сложиться схожая ситуация с нехваткой работников, в данном случае, курьеров. По крайней мере, во время пандемии такая проблема фиксировалась. Тогда спрос на доставку из-за ограничений на передвижения резко вырос, а мигранты из ближнего зарубежья, как и сейчас, массово потянулись на родину из-за экономических сложностей.

Зимой 2020 года среди отзывов на работу Delivery Club и «Яндекс Еда» всё чаще стали попадаться жалобы на долгое ожидание или даже отмену заказов. В обеих компаниях подтвердили рост спроса и определённое давление особых обстоятельств на рынок труда, однако заверили, что дефицита курьеров нет. Впрочем, сервисы по поиску работы тогда фиксировали всплеск числа вакансий курьеров, а «Яндекс Еда» активно пыталась привлечь новых работников улучшенными условиями труда. В компании заявляли, что новичкам за хорошую работу будут назначаться мотивационные выплаты, а опытный курьер в Москве может заработать до 100 тысяч рублей в месяц.

Сейчас ситуация выглядит похожей. В пресс-службе «Яндекс Еды» «Московской газете» сообщили, что в настоящее время наблюдается рост количества заказов, однако сервис готов к высокому спросу. Так, в прошедшую субботу на линию вышло на 15% больше курьеров, чем за неделю до этого. Доход курьеров, по данным пресс-службы «Яндекс Еды», также растёт. Для них предусмотрены различные бонусы и мотивационные программы, а доход московского курьера сегодня может доходить до 160000 рублей в месяц. В то же время в ответе на запрос издания говорится, что в пиковые часы агрегатор применяет определённые алгоритмы перераспределения нагрузки. Во-первых, при повышенном спросе или плохой погоде к стоимости доставки добавляется дополнительная сумма, которая в итоге уходит в доход курьера. Во-вторых, на пике спроса может сужаться радиус доставки. В этом случае из более отдалённых ресторанов клиенту доступен только предзаказ. Когда спрос падает, стоимость доставки возвращается к стандартному уровню, а радиус возможной доставки расширяется. Впрочем, в пресс-службе компании заверили, что увеличения среднего времени ожидания заказов не наблюдается.

Между тем, если дефицит сотрудников всё же есть, рассчитывать на его восполнение из иностранных источников вряд ли приходится. Ведущий научный сотрудник РАНХиГС Юлия Флоринская рассказала, что сейчас число трудовых мигрантов в РФ держится на минимальном уровне. В доковидные времена оно составляло 4,5-5 млн человек, сейчас – менее 3 млн. При этом ожидавшегося в начале года восстановления притока рабочей силы не произошло. А делать прогнозы по трудовой миграции из Центральной Азии на следующий год очень сложно, но по крайней мере у граждан Кыргызстана и Узбекистана появилось много альтернативных направлений для трудовой миграции, а основной приток работников в Россию теперь, скорее всего, будет происходить из Таджикистана. В любом случае, количественные показатели пока слабо поддаются прогнозированию из-за неопределённости многих факторов, поэтому крупным компаниям вряд ли удастся строить бизнес-модель в расчёте на стабильный приток иностранной рабочей силы.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
яндекс, Яндекс Еда, курьеры, такси
Поделиться
Похожие новости