Новость общества

Эксперты объяснили, почему россиянам не хватает знаний и как восполнять эту нехватку

Эксперты объяснили, почему россиянам не хватает знаний и как восполнять эту нехватку

Фото © «Московская газета»

26.08.2022 в 20:03:00
3687

Треть россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. К такому выводу пришли эксперты ВЦИОМ. За последние 15 лет число людей, считающих именно так, выросло на четверть. Об этом журналистам заявил директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов. 12% опрошенных россиян согласны с тем, что Земля делает оборот вокруг Солнца за один месяц. В 2002 году так считали 14%, а в 2011 году – 20% респондентов. Согласно исследованию социологов, каждый пятый житель России уверен, что первобытный человек мог прогуливаться вместе с динозаврами, то есть, жил в одну и ту же эпоху с ними. Примечательно, что в этот миф чаще верят представители старшего поколения, в то время как молодые люди чаще правильно отвечают на этот вопрос

По словам Львова, это во многом связано с тем, что с течением времени знания вымываются, потому что получаемая человеком информация преобладает над некогда полученным им хрестоматийными знаниями. И касается это не только астрономии из школьной программы. Социолог подчеркнул, что несмотря на забавность подобных ответов, это совсем не повод потешаться над «мракобесием» граждан. Тем не менее, звонок достаточно тревожный, потому что многие люди не имеют элементарной научной базы. «А эта база является основой научной пирамиды, по которой выстраиваются все достижения общества. Нет базы – не будет и достижений», – отметил Львов.

По словам первого заместителя генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрия Рыбальченко, ситуация со старшим поколением во многом объяснима, потому что те же школьные знания, полученные 50 лет назад, и получаемые сейчас, могут разительно отличаться. За исключением, естественно, элементарных и не требующих доказательства вещей, хотя в той же астрономии, незнанием которой грешат многие россияне, тоже происходят перемены.

«Молодёжь более продвинута в части способов получения информации, и охват аудитории экспертами общества «Знание», учитывая востребованность работы в Интернете, конечно, больше молодёжный. Но если бы по телевидению, которое смотрит старшее поколение, транслировалось бы больше познавательных программ, ситуация в приведённой выше статистике могла бы быть совсем другой», – говорит Рыбальченко.

Вице-президент Нанотехнологического общества России Георгий Малинецкий считает, что виной всему сегодняшняя система образования, которую учёный называет средневековой. Иначе как объяснить, что Россия столкнулась с проблемой глобального импортозамещения.

«Мы стали выращивать квалифицированных потребителей, а не творцов и новаторов, каких готовила или была призвана готовить советская средняя школа. Поэтому у нас так и не появились свои компьютеры, гаджеты, автомобили, да и другие, казалось бы, элементарные вещи, которые нам по силам придумать и произвести. К моменту перехода к ЕГЭ Россия находилась в третьем мировом десятке по уровню среднего школьного образования, сейчас – в четвёртом», – заявил Малинецкий.

По мнению учёного, мракобесие и «средневековость» познаний современных россиян можно «вылечить», только изменив подходы к среднему образованию и наведя порядок в высшем. А для этого нужно отказаться от ЕГЭ и онлайн-обучения на том же высоком уровне, на котором заявили об отказе от Болонской системы высшего образования в России. «Очень сложно дать высшее образование человеку, у которого практически нет среднего», – отметил Малинецкий.

Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский рассказал в интервью «Московской газете», что качество как школьного, так и высшего образования, безусловно, зависит от той системы, которую выстроило государство, поскольку именно государственные институты определяют принципы и программы этого образования. Эксперт напомнил, что существует два вида знаний: практические или житейские, получаемые человеком в процессе жизни и при взаимодействии с реальностью, и научные, основанные на вербально-логической парадигме.

«Самый простой пример, который часто приходится приводить, это исследование социологов, согласно которому многие уверенно отвечают, что Солнце вращается вокруг Земли. Это не противоречит житейскому опыту, но противоречит научным знаниям. Более того, на основе житейских знаний невозможно делать какие-то фундаментальные выводы, заниматься наукой и изобретательством, которые двигают вперёд социальную эволюцию», — сказал Ивановский.

Психолог пояснил, что научное знание, в отличие от присущего животным житейского опыта, является завоеванием исключительно человека и проистекает из способности логически мыслить и позволяет активно преобразовывать окружающий мир, самостоятельно создавая необходимые условия для жизни.

Психолог отметил, что знания также делятся на те, которые имеют практическую ценность и необходимы для взаимодействия человека с другими людьми и с окружающей действительностью, и справочные знания, например, даты или фамилии каких-то деятелей, которые в жизни человеку никак не помогают. Также стоит вопрос глубины знаний, т.е. того, насколько много человек знает о сути какого-либо явления.

«Когда мы говорим о вымывании знаний, это значит, что большая часть сведений, полученных в средней и высшей школе, оказываются потом невостребованными, человек ими не оперирует и не использует для решения каких-либо задач. Такая информация в итоге просто забывается», — рассказывает Валерий Ивановский.

Он добавил, что ранее полученные, но затем утерянные знания при необходимости достаточно легко восстановить, поскольку ассоциативные нейронные связи уже ранее существовали, и их сравнительно несложно создать заново. Валерий Ивановский подчёркивает, что искать причины нехватки знаний в конкретном инструментарии, таком как ЕГЭ или онлайн-образование, принципиально неверно. У россиян сформировалось преимущественно отрицательное отношение к ЕГЭ, однако Ивановский указал, что практика показала прогрессивность данного экзамена. Система ЕГЭ – это универсальный метод проверить знания выпускника, к тому же она технологически очень упрощает процесс выбора ВУЗа и поступления в него.

«В сравнении с тем, что было раньше, это гигантский шаг вперёд», — констатирует клинический психолог.

Что касается онлайн-образования, то по этому вопросу есть много разных мнений, однако тот факт, что это явление обрело большую популярность, сам по себе говорит в его пользу. Ведь любое явление социальной эволюции проходит сложную борьбу за своё выживание, и его распространение доказывает нужность этого явления человечеству. Кроме того, современный человек, в отличие от первобытного, тратит гораздо меньше времени на заботу о потомстве и добывание пищи, поэтому значительная часть жизни строится вокруг производства, видоизменения и распространения информации, вокруг информационных потоков. Онлайн-курсы позволяют гораздо быстрее, более качественно и в большем объёме получать знания, ведь человек может за считаные секунды связаться со специалистом в нужной области, живущим в любой точке мира, тогда как раньше ему приходилось бы тратить недели и месяцы на физические встречи с учёными из разных стран.

«Я в корне не согласен с теми, кто пытается проблемы в образовании списать на ЕГЭ или на онлайн-образование. Это лишь инструменты, методы доставки информации, которые не могут отрицательно влиять на качество знаний. А качество как раз зависит от людей, которые эти знания передают и которых готовит государство или другие заинтересованные структуры», — заключил Валерий Ивановский.

ТеГИ
наука, психолог, ученый
Поделиться
Похожие новости