Новость общества

Есть ли в России голод и кого можно считать бедными?

Есть ли в России голод и кого можно считать бедными?

Фото © «Московская газета»

22.02.2024 в 11:24:00
1574

В рамках законопроекта от «Единой России» предлагается разрешить российскому ритейлу отдавать на благотворительность продукты с истекающим сроком годности без уплаты НДС только в объёме 1% от выручки. В свете этого «Московская газета» решила обсудить тему бедности в России. Согласно официальным источникам количество материально бедствующих россиян снижается. Однако цены в магазинах и показатели закредитованности населения наводят на другие мысли

«Чем меньше барьеров для товарной благотворительности, тем лучше, — прокомментировала инициативу «Московской газете» вице-президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь» Анна Алиева-Хрусталева. — В этом направлении у бизнеса ресурсы исчерпаны лишь на несколько процентов, тут есть с чем работать. А пока для этой деятельности остаются барьеры, мы сможем оказывать меньше помощи. Вся благотворительность облагается НДС, и, если удастся избежать налогообложения хотя бы с 1% выручки, это уже будет серьёзный шаг. Для бизнеса это вполне пригодное начало, чтобы стартовать с фудшерингом».

По данным Росстата, все последние годы около 10% населения России находится за чертой бедности, отметила Анна Алиева-Хрусталёва:

«Этот показатель иногда опускается или поднимается на 1-2% в связи с тем, что менялись подходы к определению показателей бедности, с другой стороны, усиливались меры поддержки со стороны государства, и те семьи, которые её получают, увеличили свой доход. Но если мы говорим о людях, которые живут за чертой бедности, это не значит, что эти люди голодают. Такого голода, как в Африке, у нас нет. Но если возвращаться к статистике, то количество домохозяйств, семей, которые на сегодняшний день говорят о том, что им хватает денег только на еду – это примерно 14% российских семей».

«Запрос на получение продуктовой помощи от нашего Фонда значительно превышает ресурсы, которые мы для этого имеем, но так было всегда, с момента основания Банка еды, то есть, с 2012 года, — отметила вице-президент благотворительного фонда «Банк еды «Русь». — Несмотря на то, что увеличиваются объёмы помощи, приходят новые компании и т.д. Шквал запросов был во время пандемии, тогда обращались не только те люди, которые находились в бедственном материальном положении, но и те, кто просто не мог в силу обстоятельств сходить за продуктами. С точки зрения проседания бюджета семьи были изменения: люди теряли работу уходили в малооплачиваемый отпуск прекращалось кормление детей в школе и т.д. После пандемии стало спокойнее. Пенсионеры снова стали выходить на улицу. Но в 2022 году у населения начался некоторый «тремор»: с полок магазинов стали исчезать определённые продукты, и мы почувствовал давление – люди стали переживать за будущее, за то, смогут ли они прокормить детей, и более настоятельно просить от нас гарантий помощи. Но ведь мы занимаемся благотворительностью, гарантий здесь быть не может. Но потом люди осмыслили и эту ситуацию, адаптировались к ней».

За 2023 год число граждан, которым помог «Банк Еды «Русь», составил около 2 млн человек, сообщила Анна Алиева-Хрусталёва:

«В 2022 мы охватили около 1,5 млн человек. В 2021 – около 1,2 млн. В месяц нам удаётся помочь где-то 200 тыс. граждан. Если задуматься о том, какому количеству людей нам помочь не удаётся, то такую статистику мы пока не ведём», — рассказала собеседница издания.

«Говоря о динамике уровня бедности в России, достаточно посмотреть на цены в магазинах, — сказала «Московской газете» экономист, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики ФГУ МГУ Елена Ведута. — Особенно быстро растут цены на овощи, мясо, молоко. Хлеб дорожает медленно, но и здесь отмечается рост цен. Если продукты питания дорожают с такой скоростью, то, конечно, уровень бедности будет расти. И те, кто считал себя немного более богатыми, чем просто бедные люди, сегодня тоже тратят основную денежную массу на продовольствие. Но, с другой стороны, кого понимать под «бедными»? Если тех, кто способен обеспечить себе минимальный потребительский бюджет, купить только самые необходимые товары, то вот и бедных уже становится больше. Мало того, растут цены на жизненно необходимые лекарства. Нам говорят, что инфляция – небольшая, в пределах 5-7%. Но к нашей статистике есть масса вопросов. По факту мы видим, что помидоры в 2023 году стоили 85 рублей за килограмм, сейчас – 330. Такая же ситуация с огурцами. Мясо выросло в цене на 50%. При этом периодически раздаются предложения употреблять в пищу насекомых (министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, говоря на выставке Innоfood в Сочи в 2022 о смене «белковой ментальности», упоминал и продукцию из личинок насекомых, сказав, что «наверное, ко всему человек адаптируется, и к такому тоже», – прим. авт.). Мы беднеем, качество продукции ухудшается, укорачивается жизнь россиян. При этом нам говорят, что процент бедных в России сократился. Но как считают бедность? Как можно говорить о росте реальных доходов населения, если производство пока развивается недостаточно? Да, у нас, конечно, загружены все мощности ВПК. Но это не поднимает доходы населения. В нашей реальной жизни мы видим не ВВП, а растущие цены в магазинах и аптеках, тарифы ЖКХ, налоги…».

В свою очередь СМИ писали, что за 2023 год объем промышленного производства вырос на 3,5%, об этом отчитался Росстат. Больше всего выпуск увеличился в отраслях, связанных с ОПК и импортозамещением: производстве металлоизделий, электроники и прочих транспортных средств. А выпуск продуктов питания в сентябре 2023 года вырос на 6,7% по сравнению с сентябрем 2022 года и на 1,9% по сравнению с августом 2023 года. За девять месяцев 2023 года производство продовольствия увеличилось на 6,5% по сравнению с январем-сентябрем 2022 года, следует также из данных Росстата.

Закредитованность населения в России такая, что процент выдачи кредитов снизился с 33% до 20% (по сравнению с 2021 г.)., сообщили «Московской газете» аналитики агентства INFOLine:

«45 млн человек имеют кредиты, в среднем по 2-3 кредита на человека. Почти у половины всех заемщиков в активе имеется один кредит, у четверти – по два кредита, 20% выплачивают по 3-4 кредита одновременно. А 8,6% у россиян, взявших деньги в долг у банков, есть обязательства по пяти договорам займа. Из их числа 8 млн должников не могут выехать из страны из-за наложенных на них ограничений, а почти 18 млн человек полностью игнорируют свои обязательствам по возвращению средств. Структура потребления россиян трансформируется: растет число россиян, предпочитающих бюджетный ценовой сегмент (55%), премиум сжимается (8%), средний сегмент структурно меняется, сегодня он на уровне 12%. Число вынужденных жить «ниже прожиточного минимума» не меняется, оставаясь на отметке 25%».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
бедность, продукты, цены, Россия
Поделиться
Похожие новости