Естественный или искусственный дефицит преобладает на аптечных полках?
Во времена международного экономического противостояния одним из наиболее острых для России вопросов выглядит наличие тех или иных лекарств в аптеках. В целом, как утверждают эксперты, проблем с лекарствами нет, но наблюдаются некоторые перебои по ряду позиций. Какие препараты они затрагивают и какими причинами вызваны?
В последнее время были обращения от потребителей по дефициту снотворных, нейролептиков, противоэпилептических препаратов, а где-то периодически не хватает сосудистых и онкологических препаратов, рассказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
«Есть вопросы и по антибиотикам категории «Макровид». Правда, эти позиции закрываются другими антибиотиками, которые есть в наличии, в том числе, отечественными, — сообщил эксперт. — Но, по большому счёту, в каждом блоке лекарственных препаратов есть свои дефицитные позиции. Ещё одна история — предельно допустимые цены на антибиотики, этот вопрос сейчас обсуждается в Минздраве, дискуссия идёт с производителями антибиотиков — как зарубежными, так и российскими».
Сейчас проблема больше в логистических маршрутах, а не в отсутствии препаратов, отметил Ян Власов, из-за проблем с логистикой нарушается время их прибытия в аптечные сети, но это не единственная причина дефицита некоторых лекарств на полках аптек.
«Есть проблема, связанная с ценообразованием: склады не выпускают препараты в аптеки вовремя, потому что не знают, сколько они должны стоить. Раньше препарат пересекал европейскую границу в одном месте на фуре. Сейчас водители большегрузов требуют увеличения зарплаты на 450%. А «логистический крюк» идёт через Дубай, Стамбул, Пекин. Это другая траектория движения, с переходом нескольких границ, топлива тратится больше, и эти затраты влияют на цену. Груз растаможивается, определяется въездная цена, затем определяются пошлины, стоимость складского хранения, в итоге собственник груза, компания-дистрибьютор, на складе определяет отпускную цену, а аптека определяет свою накрутку. В аптеках есть, конечно, такое понятие, как «стоимость полки», эта история разбиралась два года назад отдельным образом на заседании Госдумы: для некоторых препаратов стоимость полки тогда могла составлять до 5 млн рублей, и это тоже влияло на стоимость препарата. Сейчас эта ситуация более-менее отработана, в том числе, аптечными сетями, но это не означает, что тема сильно изменилась. В некоторых случаях, когда компании не договариваются с аптеками о стоимости препарата, аптеки не выставляют препарат на полки, и формируется его искусственный дефицит», — рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Свою роль сыграл и параллельный импорт, отметил собеседник «Московской»: некоторые препараты стали появляться из азиатского региона: «Порой — без перевода текста на упаковке и в инструкции по применению на русский язык. Врачи в курсе всей этой ситуации».
На сегодняшний день дефицита как импортных, так и российских лекарственных препаратов в наших аптеках не наблюдается, хотя время от времени и возникают перебои в поставках из-за перестройки логистических путей и других технических вопросов. Но это явление временное и локальное, заверила директор СРО «Ассоциация независимых аптек», руководитель Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
«Лекарства и субстанции в Россию поставляют практически в тех же объемах, что и раньше, — пояснила Виктория Преснякова. — По информации ФТС, снижение около 1%. Медицинские товары не попадают под санкции. Никто из зарубежных поставщиков не перестал поставлять на отечественный рынок препараты перечня ЖНВЛП. Лекарства отечественного производства по итогам 2021 года занимали порядка 61%, и эта цифра увеличивается год от года. Российский фармацевтический рынок уверенно движется по пути импортозамещения, наращивает производственные мощности. Но, как известно, ни одна страна мира не может обеспечить себя на 100% медикаментами, но в каждой стране существует определенный перечень, который определяет лекарственную безопасность страны. У нас это перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В него входят порядка 880 МНН. Ассортимент наших аптек на сегодня позволяет обеспечить лечение и профилактику практически любых патологий, нозологий при помощи препаратов отечественного производства. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что препаратов в аптеках достаточно: есть и будет. Без лекарств население не останется однозначно. Медикаменты не входят в санкционный список».
Аптечный бизнес сегодня является низкомаржинальным, ситуация усложняется еще и постоянным ужесточением законодательства — введением маркировки, отменой ЕНВД, запретом ИП заниматься дистанционной торговлей и открывать более одной аптеки, отметила представитель отрасли.
«Все это делает аптечный бизнес нерентабельным. В регионах, особенно в удаленных, труднодоступных районах, небольшие сети и одиночные аптеки закрываются, крупные федеральные сети туда не идут. В итоге население остается без какой-либо возможности получить лекарства. Они вынуждены просить необходимый препарат у соседей или ездить закупаться за несколько десятков, а то и сотен километров. О дистанционной торговле лекарственными препаратами там тоже говорить не приходится», — рассказала руководитель «Ассоциации независимых аптек».
Интересную информацию предоставило «Московской газете» агентство DSM, занимающееся анализом продаж на российском фармацевтическом рынке.
Согласно данным по сентябрь 2022 года, за 9 месяцев в России было продано 6 843 286 упаковок нейролептиков, что на 36,9% больше, чем в 2021 году. При этом продажи нейролептика «Эглонил» упали в рублях на 14,1%. В целом, к октябрю в продажах нейролептиков не наблюдалось спада.
«Просели» по сравнению с концом-лета-началом осени прошлого года продажи сердечно-сосудистых препаратов — в июле (на 10,9%), августе (на 8,4%) и сентябре (на 4,8%). Наименьший рост продаж в рублях по сравнению с прошлым годом показал препарат «Бисопролол» (на 0,8%).
Отрицательную динамику продаж продемонстрировал по итогам 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого — ряд инсулиновых препаратов. «Протафан» упал в продажах на 35%. «Актрапид» — на 33%. «Новомикс» — на 15%. «Левемир» — на 6%.
Продажи антидепрессантов к октябрю 2022 выросли в упаковках на 46%. А вот продажи снотворного и седативных средств упали по этому показателю на 6%.
-
Минздрав к 2022 году готовит реализацию реформы, согласно которой все пациенты смогут получать дорогостоящие лекарства б...21.09.2019 в 12:03:0074103
-
Федеральный координатор объединения «Безопасная столица» Владимир Каширов обратился к руководителю столичног...21.03.2019 в 16:27:005298
-
В Мосгордуме эту меру посчитали более действенной, чем штраф.26.11.2018 в 12:21:004175
-
Такая мера может быть предпринята для сокращения «бюрократических процедур».20.11.2018 в 18:10:004353
-
Нелегалов в фармацевтической отрасли будут штрафовать на сумму от 75 тыс. до 5 млн рублей (в зависимости от субъекта пра...15.10.2018 в 19:17:004556
-
Минздрав планирует провести проверку, а «Лига защитников пациентов» обратилась по факту в прокуратуру. ...15.03.2018 в 10:54:003493