Глава ВЦИОМ: Путин предложил программу перемен, однако они идут медленно
Когда-то у нас были популярны выражения «Россия устала от революций, Россия исчерпала лимит на революции» и пр. Видимо, предполагалось, что, допустим, три революции на один век — это норма, а вот, к примеру, четыре — уже перебор
Хотя все субъективно. В ныне столь модной у российского правящего класса Африке обычно в стране происходит по десятку революций. Статьи в энциклопедиях по этим государствам устают переписывать. В нашем КВН в уста представителей этих народов вкладывали примерно такие слова о родине: «Из прошедших в моей стране в этом году 15 революций мне запомнились 5-я, 8-я и 12-я. Они сопровождались фейерверками и радостными жертвоприношениями». Смешно.
Неделю назад выяснилось, что большинству россиян это не смешно, они тоже хотят кардинальных изменений в стране. По данным социологов «Левада центра» и московского центра «Карнеги», доля россиян, выступающих за кардинальные перемены в стране, выросла за последние два года с 42 до 59%. По мнению 53% респондентов, такие реформы возможны лишь при условии серьезного изменения политической системы, а на перемены с сохранением существующей системы согласны 34%.
После этого кое-что произошло в мире: неожиданно был вынужден уйти бессменно правивший Боливией авторитарный президент Эво Моралес. Революция или нет, но заговорили о параллелях с Россией. Оппозиционер Илья Яшин это прокомментировал так: «Когда в мире выгоняют очередного вороватого президента, Путин начинает бороться с «цветными революциями». Причем на этот раз достанется наверняка и силовикам — в Боливии они сдали своего президента, а отзовется это приступом паранойи в Москве».
А сегодня руководитель конкурирующей с «Левадой центром» социологической организации — Всероссийского центра изучения общественного мнения — Валерий Федоров, который, в отличие от вышеупомянутых специалистов, считается близким к Кремлю, высказался на ту же тему. Надо ли говорить, как он прокомментировал озвученное желание общества к переменам?
– Никто не хочет революций, — рассказал он. — Когда Путин баллотировался полтора года назад, он предлагал не программу консервации того, что есть. Это была программа перемен. Проблема в том, что эти перемены идут слишком медленно.
Президент хороший, это исполнители подкачали.
Любопытно, что на «Радио КП», также считающемся провластным, в беседе с Федоровым признали, что их слушатели совсем не прочь революции. Они провели опрос на тему «Может ли в современной России случиться революция». И за революцию проголосовали 68%, против — 32%. Им писали: вас всех на столбах перевешать или расстрелять!
– Писали и звонили люди агрессивные и самые упорные. А кто это? Те, у кого свербит и что-то болит. Те, у кого есть много времени и недовольства. В каком-то смысле ваш опрос — это такая палата № 6. Эти цифры вас пугать не должны. Если вы проведете опрос по науке, то доля тех, кто выступает за революцию, незначительна. Она чуть-чуть превышает 12%, — успокоил Федоров.
Вот что значит профессиональный социолог! Если правильно посчитать, то результат будет как надо. (С ним в этом может сравниться только сотрудник избиркома. Эксперты часто удивляются, почему люди обычно власть критикуют, а когда власти подводят итоги голосований, большинство оказывается не «против» и «за».)
«Мы все-таки как-то живем, справляемся, даже детей рожаем, растим, в люди их выводим. Лучше реальность такая, чем фантастические бредни: много обещают, но что будет на деле, никто не понимает», — говорит Федоров.
«Лишь бы не было войны», — говорили в советское время.
И понятно, что «абсолютное большинство молодежи ни за каким Навальным идти не собирается», отметил глава ВЦИОМа.
Политолог Аббас Галлямов в Facebook иронически согласился с Валерием Федоровым, что большинство жителей России не готовы к революции: «Добавлю только, что ни в одной из тех стран, где революции случились, большинство было к ним не готово и их не хотело. Даже многие из тех, кто эти революции приближали, на самом деле их тоже не хотели. Тем не менее эти революции произошли».
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков прокомментировал сообщения о радикальных настроениях в обществе так, что ничего особенного в этом нет: «Всегда имеются как приверженцы резких перемен, так и плавных».
Те, кто разоблачает «провозвестников» революции, конечно, прав в том смысле, что никто не имеет права призывать к пролитию крови, если априори революция — это конфликт, состоящий в лишении кого-либо жизни. И, конечно, чем меньше в стране революций, тем лучше. Однако есть в этом отвержении революции какая-то недоговоренность. Она состоит в том, что тот, кто не хочет честного разговора об этом, боится говорить о причинах таких катаклизмов. О том, что, может быть, вместо рассказа об ужасах любой революции, логичных ужасах, лучше подумать, как сделать так, чтобы у людей даже и мыслей о кардинальных переменах не было. Это бывает, если эти перемены происходят тогда, когда назрели.
Если бы в Боливии Моралес не подделывал результаты последних выборов, то, может, и не надо было бы ему бежать в Мексику.
Пока же мы знаем одно: «Есть у революции начало. Нет у революции конца».
-
На фоне растущей уверенности граждан в силах российской армии снижается уровень ощущения ими внешней военной угрозы. ...22.06.2017 в 16:48:003183
-
23 мая в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция в формате видеомоста Москва-Симферополь, с участ...23.05.2017 в 18:48:003917
-
Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнали, какие новости российские граждане считаю...03.05.2017 в 12:45:003672
-
Как следует из результатов телефонного опроса, проведенного Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИО...24.04.2017 в 14:36:003135
-
Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснили, какой пр...17.10.2016 в 12:02:003066
-
Большинство российских работодателей оценивают качество подготовки выпускников вузов как среднее (55%) или н...13.07.2016 в 18:15:004298