Новость общества

Готовы ли российские лётчики летать без GPS?

Готовы ли российские лётчики летать без GPS?

pixabay

23.04.2022 в 12:41:00
3870

Росавиация порекомендовала российским авиакомпаниям подготовиться к полётам без использования GPS (американская спутниковая навигационная система), сообщили «Известия». Ведомство ссылается на информацию европейского авиарегулятора EASA, зафиксировавшего случаи глушения или «подмены» GPS-сигналов в районе Калининградской области, вблизи стран бассейна Балтийского моря, в Чёрном море, в районе Восточного Средиземноморья, Израиля, Кипра, Ливана, Сирии, Турции и северной части Ирака

Как отразятся возможные изменения на качестве полётов — в материале «Московской газеты».

С помощью GPS осуществляется лишь коррекция данных, для точности навигации, рассказал «Московской газете» вице-президент Профсоюза лётного состава России Олег Буленков.

«Осуществлять навигацию можно и с помощью системы VOR. Это наземная коррекция — стационарные системы, которые дают удаление от места нахождения и азимут. С помощью азимута и дальности можно корректировать своё местоположение. Это заставляет делать дополнительную корректировку, но у профессионального лётчика не должно вызывать проблем. В основном, навигация осуществляется с помощью инерциальных, автономных систем, а не спутниковых», — сказал Олег Буленков.

Позволяет ли уровень подготовки современных российских лётчиков обходиться без GPS?

«Это вопрос подготовки пилота — вопрос к авиакомпаниям, как они готовили своих пилотов. У нас с точки зрения безопасности полётов статья Воздушного кодекса 37.1 говорит о том, что за безопасную эксплуатацию воздушных судов отвечает их эксплуатант. Подготовка пилотов входит в это понятие: как руководство авиакомпании отнеслось к подготовке лётчиков, так они и будут летать. В советское время, если вы помните, были самолёты без штурманов — и ничего, летали, проблем не было. ЯК-40, как пример», — пояснил эксперт.

В полётах без GPS нет никакой проблемы, существует авиационная система навигации, сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» эксперт в области аэронавигации, бывший главный штурман Академии гражданской авиации Анатолий Липин.

«При отсутствии сигналов GPS есть возможность использовать сигналы авиационной навигации по маякам системы ВОР. В 2000-х годах у нас было много самолетов Boeing серии 737 и 500, на которых не было GPS. Летали свободно, без проблем», — отметил специалист.

Как отсутствие GPS скажется на безопасности полётов?

«На посадку это не влияет: в аэропортах есть система ILS и другие системы наведения, которые не связаны с GPS, — пояснил Анатолий Липин. — Заглушка и подмена GPS-сигнала имеют военно-террористическую подоплёку. Как правило, заглушки направлены на то, чтобы военные других государств не пользовались нашей информацией. Если мы глушим сигналы, то летчики в соседней стране не смогут определять свое местоположение качественно. Также заглушку могут осуществлять злоумышленники: кто-то делает свой генератор такой же частоты и начинает излучать сигнал, который глушит основной, и из-за этого самолет не может принять основной сигнал. Проблема в том, чтобы сохранить качество основного сигнала. Для этого есть системы спутниковой поддержки. Есть еще подмена сигнала – «спуффинг» —самолету поставляют ложную информацию».

Требования унифицированного цифрового мира привели к тому, что пилоты уже испытывают сложности с ручным управлением полётом, сказал «Московской газете» лётчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин.

«Самолёт Airbus вообще не поощряет летать «на руке», там всё только на «автомате». GPS в режиме автопилота управляет воздушным судном по всему маршруту. А теперь надо будет как-то и самим работать, отвыкать от GPS, «включат голову». Думаю, лётчики воспримут это с удовольствием. Сейчас авиакомпании будут потихоньку перемалывать методику лётного обучения и переводить пилотов в нормальный режим. Самолёт может обойтись без системы GPS, диспетчеры будут помогать, ведь воздушное движение осуществляется «с земли». К тому же у самолёта достаточно собственных навигационных приборов. Страх — только в голове, к нему надо психологически подготовиться, его надо пережить», — отметил эксперт.

Сколько времени может уйти на такую «перековку» российских лётчиков?

«Это можно и завтра сделать, главное — как справиться с «головой», — считает Вадим Базыкин. — Любой полёт — это 50% физики и 50% психологии. Нужен просто грамотный инструктаж: не волнуемся, ничего страшного не произошло, существует система ГЛОНАСС, а пока попробуйте «на руке» полетать. Да, первое время будет некомфортно. Но это не критично. Не думаю, что это будет влиять на безопасность полётов».

Повысится ли нагрузка на пилотов от интенсивного ручного управления, скажется ли на показателях усталости, концентрации внимания?

«Конечно, нагрузка повысится. На первое время, пока не успокоимся, научимся не нервничать в полёте, — подчеркнул собеседник издания. — Повысится, но ненамного. Больших переработок не будет. У нас ведь работают двучленные экипажи — один попилотировал, другой попилотировал. И автопилот всё равно будет работать, просто будет необходим контроль лётчика. Диспетчеры будут помогать: с земли видно ваш маршрут, и высоту, ещё и остаток топлива, и куда летите, и откуда».

Если говорить о помощи для пилота, существует российская навигационная система ГЛОНАСС, отметил Вадим Базыкин: «Если GPS не работает на полюсах Земли, то ГЛОНАСС работает и там. Точность системы GPS — 2-4 метра. Точность системы ГЛОНАСС — 3-6 метров. Метровая ошибка, незначительная. У системы GPS 32 спутника, у ГЛОНАСС — 23. Это глобальные системы, работающие по всему миру. Я думаю, Роскосмос уже дал рекомендации, как поставить ГЛОНАСС на самолёты. На нашем наземном транспорте эта система уже работает».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
GPS, летчики, росавиация, авиакомпании
Поделиться
Похожие новости