Новость общества

Грузовой брокер рассказал о глубоких проблемах российско-иранских грузоперевозок

Грузовой брокер рассказал о глубоких проблемах российско-иранских грузоперевозок

Фото © «Московская газета»

15.12.2023 в 11:51:00
1771

Московская газета уже писала о трудностях инфраструктурного проекта «Север-Юг», который должен соединить Россию с Ираном. Как выяснилось, и в этом направлении существуют проблемы для автоперевозчиков: очереди из фур на азербайджано-иранской границе, подобные очередям в Забайкалье и Приморье

12 декабря в посольстве Ирана состоялась встреча представителей Минтранса России и Ассоциации международных автоперевозчиков России с послом Ирана Каземом Джалали и губернатором иранской провинции Гилян Асадоллой Аббаси. На встрече обсуждались, в частности, проблема простоев на иранской границе российских автоперевозчиков и неравных условий пропуска на территорию Ирана для машин с иранскими и российскими номерами.

Собеседники «Московской газеты» рассказали о масштабах российско-иранских грузоперевозок и специфике давних проблем в этом направлении.

По словам посла РФ в Иране Алексея ДедоваРоссия поставляет в Иран зерновые и масличные культуры, пиломатериалы, неорганическую химию, машиностроительное оборудование, бумагу и картон, измерительные приборы. Из Ирана импортируются овощи и фрукты, орехи, молочная продукция, пластмасса, изделия из черных металлов, строительные материалы и камень, сантехнические изделия, рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«В автомобильном сообщении между РФ и Ираном перевозят разные грузы: продукцию машиностроения, химическую продукцию, потребительские товары, продукты питания, — говорит Дмитрий Баранов. — Так как сухопутной границы между странами нет, а есть лишь морская, в Каспийском море, то основной особенностью в автомобильных перевозках между ними можно назвать необходимость пересечения территории Азербайджана, поэтому странами приняты документы о транзитных автомобильных перевозках. За последнее время товарооборот между Россией и Ираном увеличился: в 2022 году он вырос на 15% и составил $4,6 млрд, по итогам 2023 года он может превысить $5,3 млрд. Учитывая перспективы увеличения товарооборота можно ожидать и роста грузовых перевозок в автомобильном сообщении. Также автомобили с грузами могут перевозить на судах по Каспийскому морю и по железной дороге (контрейлерные перевозки)».

О проблемах российских автоперевозчиков и торговых сетей в грузообороте с Ираном и преференциях иранской стороны рассказал изданию руководитель грузового брокера ООО «Сармат Групп» Денис Зерниченко:

«Российские перевозчики могут заезжать не далее, чем на 30 километров на территорию Ирана и находиться на территории города Астара, где в основном грузятся фрукты и овощи из Ирана. Как правило, туда заезжают дагестанские машины. Иранские же авто грузятся где-то на территории Ирана и едут напрямую. Иран действительно блокирует въезд российских номеров прицепов и грузовиков — для въезда нужно получить специальное разрешение или «дозвол», который предполагает официальное прохождение всех процедур, подачу заявок, оформление бумаг, как и в любой стране со сложными внутренними механизмами, и получить этот разрешение крайне сложно. Но практика говорит, что иранцы могут ставить условия: возьмёшь 10 наших водителей, а мы тебе дадим 5-7 «дозволов» на российские машины. Проблема существует. Я занимаюсь Ираном 10 лет, и Минтранс решает эту проблему, сколько я её помню. Мы матерые игроки на этом рынке, подстраиваемся под условия и ждём лучших времён».

По словам Дениса Зерниченко, для российского бизнеса ситуация максимально критичная.

«Все оплаты грузоперевозок иранским транспортом производятся за наличные средства, что не всегда возможно для наших предпринимателей, потому что является незаконным с точки зрения российского законодательства: у нас юрлица могут оплачивать услуги только безналичным путём по договору. Крупные закупщики фруктов и овощей не могут ни заключить договор на перевозку, ни конкурировать по ценам и не могут спрогнозировать ставку перевозки даже на полгода вперёд. Эти компании много раз просили нас зафиксировать ставку, но мы не можем этого сделать. Перевозка из Ирана до Москвы летом составляет 2500 долларов, а сейчас мы грузим машину за 6700 долларов. Никакой банк не выдаст кредит под такие перевозки. А российские предприниматели готовы работать с иранскими компаниями. Но обычно на какой-нибудь выставке происходит следующий диалог. Иранский хозяин машины: «Давай, только ты мне долларами наличку выдай». Представитель российской компании: «…А как я тебе её выдам?». И на этом всё заканчивается», — рассказал грузовой брокер.

Иран максимально поддерживает своих перевозчиков и защищает свой рынок, сказал «Московской газете» член Общественного совета при Ространснадзоре, президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

«У нас уже привыкли к тому, что в Иране российскому перевозчику практически невозможно провести в баке более 50 литров топлива из-за действующей там пошлины на вывоз топлива. В Иране цены на топливо для внутреннего потребителя очень дешёвые: ты можешь набрать полный бак, но на границе заплатишь за этот бензин сумму, сопоставимую с европейскими ценами. Иранцы молодцы, зарабатывают таким образом деньги. Мы давно предлагали нашему правительству ввести подобную меру, но безрезультатно. Надо отметить, что сейчас через Иран, продукция которого стала замещать нам продукцию европейских рынков, хлынул огромный поток транспорта, и существующая инфраструктура оказалась к этому просто не готова. Этим во многом и объясняются очереди на границе. Контрольно-пропускные пункты в этом направлении и у нас, и у Ирана, и у Азербайджана не предназначены для такого большого потока транспорта. Здесь надо и дороги расширять, приводить их в порядок. Дорога через Дагестан, по которой я лично ездил, находится в очень печальном состоянии. Необходимо создавать инфраструктуры, хорошие дороги, КПП, систему электронных очередей – всё то, что есть на цивилизованном западном направлении. И создавать всё это совместно с Азербайджаном, Дагестаном, Казахстаном, Туркменистаном. Та же проблема возникла в связи с выросшим российским грузооборотом с Турцией через Грузию. На развитие инфраструктуры необходимо выделять бюджетные средства», — заключил президент «Грузавтотранса».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, иран, грузоперевозки, трудности
Поделиться
Похожие новости