Новость общества

Исчезнут ли мигранты из российской жизни

Исчезнут ли мигранты из российской жизни

Фото © «Московская газета»

30.03.2022 в 11:57:00
5233

Представители национальных диаспор говорят об оттоке мигрантов из России, сообщили «Ведомости». Так ли это на самом деле?

Раннее «Московская газета» уже обсуждала этот вопрос с экспертами и решила сделать это снова. Поводом послужило попавшее в распоряжение издания видео, на котором запечатлена длинная очередь из мигрантов, садящихся в несколько автобусов в районе Лефортово.

«У нас мигранты что, уезжают автобусами до Таджикистана? — отреагировал президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. —Никакого оттока мигрантов нет. Они могли ехать из общежития на работу, есть работодатели, которые так централизованно возят работников. Какие-то локальные перемещения. Автобусом никто не ездит за 5000 километров. Авиабилет в Киргизию стоит 7000 рублей, вы летите четыре часа. Неужели вместо этого вы будете ехать автобусом пять дней? Никто не наблюдает оттока мигрантов из России. Единственное, в Ведомостях» вышел материал, что кто-то наблюдает отток мигрантов, но я даже не знаю, кто эти эксперты».

Ощутимого оттока трудовых мигрантов из России не предвидится, сказал «Московской газете» политолог, эксперт по странам Средней Азии Азамат Осмонов: может быть, какая-то часть мигрантов вернется на родину, но в целом искать работу им больше негде.

«В Россию в основном едут трудовые мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Во многом это выходцы из сел, маленьких городков, они работают в сфере услуг, на кассе, в гостинице — это не высококвалифицированные специалисты. Их труд не сильно пострадает от санкций: все равно что-то будет строиться, работать. Конечно, поток несколько ослабнет, специально набирать рабочую силу из Средней Азии, как это было раньше, не будут, поскольку какое-то количество работников освободилось в России из-за ухода западных сетей. У большинства тех, кто поехал в Россию, выхода нет. На родине их никто особо не ждет — в Киргизии, по сути, один город, в Узбекистане — два, где можно найти работу. Еще важный момент: структура населения этих стран такова, что в ней очень много молодежи. Каждый год несколько десятков тысяч выпускников школ, которые не поступают в вузы, едут работать в Россию. При этом надо отличать, например, Таджикистан и Киргизию. Киргизия — член ЕАЭС, второй официальный язык здесь — русский. Киргизы в России больше работают в сфере сервиса, где происходит коммуникация с людьми. Мигранты из Таджикистана в основном работают в строительстве, в доставке, там, где меньше контакта», — рассказал политолог.

Из Киргизии трудовая миграция осуществляется и в другие страны, но они не готовы принять такое число мигрантов, как Россия, отметил Азамат Осмонов: «Да, едут в Южную Корею, в Турцию, это десятки тысяч людей, но это не миллионы, которые едут в Россию. Есть граждане, которые предпочитают трудиться в Европе: в Польше, Чехии, Швеции, но это люди, знающие язык, имеющие какую-то специальность. Таких единицы. Кто-то едет учиться и работать в Китай. Основная масса едет в Россию».

Многие факторы способствуют тому, что трудовые мигранты остаются жить в России, обратил внимание собеседник издания.

«Очень много людей, которые переехали в Россию давно, их дети закончили российские школы и пошли в российскую армию, эти люди сильно интегрированы в российское сообщество и являются полноправными гражданами РФ. Есть другая категория людей, которые только приехали в Россию несколько лет назад на заработки. Но есть такая тенденция, что через несколько лет детей, оставшихся в Киргизии, забирают в РФ. Постепенно люди приходят к тому, что уже хотят зарабатывать и хранить деньги в российских банках, это представляется более надежным. Те, кто работают в России в пределах года, говорят: «да, я хочу вернуться». А те, кто работают более пяти лет, говорят: «я уже перевез семью, подал на гражданство или получил гражданство, вид на жительство». Отмечу также, что у Киргизии большие диаспоры в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, они уже построили свои бизнесы и сервисы, направленные на обслуживание мигрантов», — добавил эксперт.

«Если (раньше) люди приезжали, чтобы заработать и отправлять деньги домой, из-за курса рубля им стало это невыгодно. Раньше 1000 рублей давала 1400 сомов. Сейчас — 600 сомов»,рассказал «Ведомостям» создатель проекта по адаптации трудовых мигрантов из Киргизии «Билим» Максатбек Абдуназар.

Курс валюты 1000 рублей — 1500 сомов был довольно давно, года три назад, отметил по этому поводу Азамат Осмонов: «В последнее время курс был 1000 рублей — 1100–1150 сомов. Недавно опустился чуть ли не до 500 сомов за 1000 рублей. Сейчас он выровнялся до 900–1050 сомов за 1000 российских рублей».

Самой развитой страной Средней Азии сейчас является Казахстан?

«Да, Казахстан поднялся на нефти, на грузоперевозках, но я бы отметил Узбекистан, который после 2016 года с приходом к власти Шавхата Мирзиёева сильно растет в сфере промышленности, куда вкладываются деньги, золотодобычи. В Казахстане, конечно, уран, нефть. В Узбекистане сильная фармацевтическая, химическая промышленность. Работа там есть. Однако в Узбекистане очень большой рост населения. В Казахстане не такой прирост: территория большая, а рабочих мест мало, в основном это города под Астаной, под Алма-Атой, Нур-Султаном. Конечно, казахи всегда мало ездили в Россию. По структурному потенциалу в Казахстане всегда хватало работы в нефтянке, и у них всегда были хорошие дешевые кредиты. Он сохранил советскую промышленность, особенно в центре и на Западе. В то же время Казахстан стоит особняком, он очень сильно хочет заработать на посредничестве. У этой страны есть два железнодорожных стыка с Китаем. У них своя транзитная философия, большие автобаны, автотрассы, большой транзитный потенциал, они видят себя воротами в Россию для Средней Азии и частично для Китая, также они имеют в виду и Западную Европу. И очень сильно хотят на этом заработать. «Если вы что-то хотите отправить в обход России — пожалуйста, Каспийским морем, там Азербайджан, Грузия, если хотите что-то поставлять в Россию — тоже можно через нас». Узбекистан будет искать возможность быть тем «хабом», через который торгуются те или иные товары, возможно, попадая потом в Россию в обход санкций. А Киргизия, как страна ЕАЭ с высокой вероятностью может попасть под те же санкции, что и Россия: мы в одном экономическом и таможенном пространстве», — подчеркнул Азамат Осмонов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
мигранты, россия, трудовые мигранты, отток
Поделиться
Похожие новости